14
443
2853258

Совместное заседание секций "Комплексные проблемы транспорта" и "Путевое хозяйство" Научно-технического совета ОАО "РЖД" по вопросу "О проектировании и эксплуатации железнодорожного пути на вечномерзлых грунтах"

1 февраля в Центре научно-технической информации и библиотек в режиме видеоконференции состоялось совместное заседание секций «Комплексные проблемы транспорта» и «Путевое хозяйство» Научно-технического совета ОАО «РЖД» по вопросу «О проектировании и эксплуатации железнодорожного пути на вечномерзлых грунтах».

Было отмечено, что эксплуатационная длина земляного полотна сети железных дорог составляет 86 700 км, из которых около 5,5 % расположены на многолетнемерзлых грунтах. Наибольшая протяженность таких участков приходится на Восточный полигон. Характерной их особенностью является повышенная деформативность земляного полотна. Постоянные предупреждения об ограничении скорости движения поездов по состоянию земляного полотна влияют на поездную обстановку в целом и на сроки доставки грузов. При этом, искусственные сооружения и земляное полотно составляют более 76% стоимости основных фондов, что свидетельствует об их исключительной значимости для путевого хозяйства.
На значительном протяжении земляное полотно сооружалось по нормам прошлых лет, когда нагрузки от подвижного состава и размеры верхнего строения были существенно меньше. Кроме того, повышение температуры воздуха в зоне распространения многолетнемерзлых грунтов ведет к увеличению темпов оттаивания мерзлоты и возникновению новых участков её деградации, что требует проведения постоянных работ по исправлению пути, приводит к ограничениям скорости движения поездов и, в конечном счете, увеличению эксплуатационных расходов. В связи с этим возникает необходимость принятия принципиально других технических решений по стабилизации железнодорожной инфраструктуры.
По результатам рассмотрения вопроса участниками заседания была отмечена недостаточность необходимой нормативной базы с набором технических решений по стабилизации железнодорожного пути на многолетнемерзлых грунтах. Принято решение произвести анализ действующих нормативных документов и разработать предложения по их актуализации с учетом применения современных научных разработок и технических решений.
Отмечена необходимость совершенствования действующей системы мониторинга технического состояния объектов земляного полотна с учетом оснащенности Центров диагностики и мониторинга устройств инфраструктуры современными контрольно-измерительными инструментами и диагностическим оборудованием для выполнения объективной диагностики. 
Признано необходимым разработать программу мероприятий по стабилизации участков земляного полотна, расположенных на многолетнемерзлых грунтах, на период 2018 – 2020 гг., включая технико-экономическую оценку предложенных мероприятий. Также с привлечением научного потенциала следует определить эффективные решения по повышению надежности земляного полотна на участках со сложными инженерно-геологическими условиями, сформировать перечень научно-технических работ, связанных с разработкой инновационных технических решений. Для организации системы управления состоянием земляного полотна, в том числе на участках железных дорог, расположенных на многолетнемёрзлых грунтах, следует внедрять методологию УРРАН.
Целесообразно также проводить на базе железнодорожных ВУЗов и специализированных учебных центров курсы повышения квалификации для руководителей и специалистов служб пути, ДИЦДМ, мостостанций, инженерно-геологических баз и др. по изучению вопросов, связанных с повышением надежности содержания искусственных сооружений на многолетнемёрзлых грунтах.