14
443
2853258

Заседание технического комитета по стандартизации № 45 "Железнодорожный транспорт"

2 марта 2017 г. в Центре научно-технической информации и библиотек состоялось заседание Технического комитета по стандартизации № 45 «Железнодорожный транспорт» (ТК 45).
Участие в заседании приняли Председатель ТК 45 – старший вице-президент ОАО «РЖД» В.А.Гапанович, Председатель ТК 465 «Строительство», заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Х.Д.Мавлияров, Председатель ТК 16 «Электроэнергетика», Председатель Правления – Генеральный директор ПАО «РусГидро» Н.Г.Шульгинов, начальник отдела Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии К.Г.Тюленев, Комитета по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия Российского союза промышленников и предпринимателей, представители предприятий – участников технических комитетов.



В рамках заседания состоялось подписание Соглашений о сотрудничестве ТК 45 с ТК 465 «Строительство» и с ТK 016 «Электроэнергетика».





Подводя итоги работы ТК 45 в 2016 году, В.А.Гапанович констатировал, что основная первоначальная задача ТК 45 выполнена – завершена в целом разработка минимально необходимого количества стандартов для обеспечения требований двух технических регламентов Таможенного союза – «О безопасности железнодорожного подвижного состава» (ТР ТС 001/2011) и «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта» (ТР ТС 003/2011). Всего требуется, по данным экспертов ТК 45, – 304 межгосударственных стандарта. На текущий момент 284 документа утверждены или находятся на утверждении, 17 документов – на разных стадиях доработки. Остается подготовить несколько документов для промышленного подвижного состава, подлежащего сертификации в соответствии с требованиями технического регламента.



Планомерную и кропотливую работу ведут Рабочие группы Минтранса России с участием представителей республик ЕАЭС и российских заинтересованных организаций по подготовке пакета изменений к техническим регламентам и Перечням стандартов для их обеспечения.
Было отмечено, что продолжается положительная тенденция возрастания активности бизнеса в процессах стандартизации. Это не только обсуждение готовых продуктов (стандартов), но и инициативные предложения по подготовке новых документов.
ТК 45 гибко реагирует на изменяющуюся ситуацию. Так в связи с возросшим объемом работ в сфере стандартизации услуг на железнодорожном транспорте (это услуги в области обслуживания пассажиров, грузоотправителей, услуги государственного и социального назначения), принято решение организовать отдельный подкомитет в рамках ТК 45 – ПК «Услуги на железнодорожном транспорте».
Говоря о задачах на 2017 г., старший вице-президент отметил, что в настоящее время мотиватором развития железнодорожного транспорта в значительной степени является Комплексная программа инновационного развития холдинга «РЖД» на период до 2020 года. Программа одобрена Правлением компании и 4 августа 2016 года – Межведомственной комиссией по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию, которая рекомендовала её к утверждению советом директоров ОАО «РЖД».
Реализация данной программы в ближайший период для всех участников будет выдвигать свои целевые задачи в создании новой и совершенствовании действующей нормативной базы.
Программой определены тринадцать научно-технических приоритетов развития, включая новые направления, такие как системы управления с использованием искусственного интеллекта, высокоскоростной железнодорожный транспорт, развитие систем управления качеством, импортозамещение. Реализация этих приоритетов требует разработки нормативной базы.
Новые подходы, позволяющие с использованием методологии УРРАН и технологии больших данных «big data» обеспечить плановое техническое содержание объектов инфраструктуры, переход на ремонт по техническому состоянию уже сегодня нашли отражение в разрабатываемых стандартах по управлению ресурсом железнодорожных технических средств.
Внедряемые на железных дорогах инновационные разработки, являющиеся, по сути, многофункциональными проектами, подлежат регулированию соответствующими нормативами, в т.ч. нормами проектирования и строительства объектов железнодорожной инфраструктуры.
Старший вице-президент отметил, что члены подкомитетов ТК 45 участвовали в работе структур смежных ТК, принимали участие в рассмотрении проектов национальных и межгосударственных стандартов, сводов правил, законопроектов в сфере градостроительства и аккредитации, подготовленных предприятиями и организациями самостоятельно или по заказу других ведомств, напрямую затрагивающих сферу деятельности железнодорожного транспорта. Эта работа будет продолжена и в 2017 году.
Говоря о международной деятельности, В.А.Гапанович подчеркнул, что ТК 45 представляет Российскую Федерацию в международном ИСО/ТК 269 «Железные дороги».
В 2016 году ИСО/ТК 269 «Железные дороги» опубликовал первую редакцию международного стандарта. Требования применимы для всей цепи поставок железнодорожной продукции, необходимой для проектирования, разработки, производства и обслуживания (за исключением обслуживания и операций, связанных непосредственно с технологиями перевозок). Требования обеспечивают постоянное усовершенствование путем предотвращения и снижения количества недостатков цепи поставок. Требования позволяют повысить и поддерживать определенный уровень качества продукции, в том числе ее безопасности.
Стандарт IRIS на общемировом уровне способствует обеспечению высокого качества поставок в железнодорожной отрасли путем создания глобальной системы оценки компаний, осуществляющих поставки для нужд железнодорожных предприятий, и закрепление культуры качества в этой отрасли.
Эксперты ТК 45 в текущем году принимают непосредственное участие в формировании последующих редакций стандарта ИСО «Требования к системам менеджмента бизнеса для предприятий железнодорожной отрасли: ИСО 9001:2015 и частные требования, применимые в железнодорожной отрасли», предусматривается также участие экспертов ТК 45 в ряде разработок других стандартов ИСО.
Продолжается сотрудничество с Европейским железнодорожным агентством (ЕЖДА) и ОСЖД по внедрению национальных нормативов в Европейское железнодорожное законодательство (TSI) – более 100 технических норм на основе наших ГОСТов внедрены для железнодорожных систем 1520 мм.

В рамках заседания состоялось вручение почетных грамот ОАО «РЖД», Росстандарта и благодарностей от РСПП наиболее активным участникам работ по стандартизации в 2016 году.