12
6
2767021

Итоговое заседание Межгосударственного технического комитета по стандартизации МТК 524 "Железнодорожный транспорт"

30 марта в Минске состоялось итоговое заседание Межгосударственного технического комитета по стандартизации МТК 524 «Железнодорожный транспорт»,  на котором были подведены  итоги работы в 2016 году и определены дпланы развития МТК 524 на 2017 год.
В работе заседания приняли участие представители железнодорожных администраций Беларуси, России, Азербайджана, Армении, Казахстана, Украины, Узбекистана, Таджикистана.



Во вступительном слове главный инженер Белорусской железной дороги В.Н.Шубадеров кратко сообщил собравшимся о проделанной белорусской стороной работе: разработано 10 межгосударственных стандартов на продукцию железнодорожного назначения. В 2016 году были приняты и введены в действие в качестве стандартов Республики Беларусь 61 межгосударственный стандарт в области железнодорожного транспорта. Белорусская железная дорога обеспечила активное участие экспертов на отраслевом уровне, от промышленности, государственных органов и всех заинтересованных на национальном уровне в работах МТК 524 при разработке, обсуждении стандартов. В 2016 году рассмотрено 44 проекта межгосударственных стандартов. На Белорусской железной дороге организовано электронное взаимодействие членов МТК 524 по разработке, экспертизе стандартов в рамках информационного ресурса АСУ «Стандартизация», ведение которого обеспечивает Российская Федерация.



С основным докладом на заседании выступил председатель МТК 524 старший вице-президент ОАО «РЖД» В.А.Гапанович. Подводя итоги 2016 года, он отметил, что основная первоначальная задача МТК 524 выполнена – завершена в целом разработка минимально необходимого количества стандартов для обеспечения обязательных требований в области технического регулирования для железнодорожного транспорта на пространстве 1520 мм.
Было отмечено, что в 2016 году в рамках МТК 524 разработано и направлено на утверждение 11 проектов межгосударственных стандартов, принято Межгосударственным Советом по стандартизации, метрологии и сертификации 59 межгосударственных стандартов, в том числе 34, разработанных на основе ранее действующих национальных стандартов Российской Федерации (ГОСТ Р).
Секретариатом МТК 524 организовано рассмотрение 9 проектов стандартов по Плану научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР) Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества.
Остановившись на проделанной российской стороной работе, В.А.Гапанович подчеркнул, что мотиватором развития железнодорожного транспорта в России в значительной степени является Комплексная программа инновационного развития холдинга «РЖД» на период до 2020 года и реализация данной программы в ближайший период будет выдвигать свои целевые задачи в создании новой и совершенствовании действующей нормативной базы. Программой определены тринадцать научно-технических приоритетов развития, включая новые направления, такие как системы управления с использованием искусственного интеллекта, высокоскоростной железнодорожный транспорт, развитие систем управления качеством, импортозамещение. Один из базовых приоритетов - разработка нормативной базы.
В своем докладе старший вице-президент ОАО «РЖД» также отметил международную деятельность МТК 524 в части сотрудничества с Европейским железнодорожным агентством (ЕЖДА) и ОСЖД по внедрению нормативов колеи 1520 мм в Европейское железнодорожное законодательство. Более 100 технических норм на основе ГОСТов внедрены в TSI для железнодорожных систем широкой колеи.
В.А.Гапанович подчеркнул, что основными разработчиками, как и в прошлые годы, остаются российские предприятия и организации: АО «ВНИИЖТ», ОАО «НИИАС», АО «ВНИКТИ», ФГУП «ВНИИЖГ», ФГУП «НИИ мостов» и др. В разработке стандартов участвуют также Казахская Академия транспорта и коммуникаций им. М.Тынышпаева, Белорусский государственный университет транспорта. Он выразил надежду на активизацию в 2017 году деятельности в этой области организаций других стран-участниц МТК 524, в том числе предприятий Армении, Украины, Киргизии, Узбекистана.
Перейдя к задачам МТК 524 на 2017 год, В.А.Гапанович отметил, что МТК 524 запланировано к разработке 83 стандарта, а в рамках работ ТК 45 и МТК 524 предстоит провести экспертизу 86 проектов межгосударственных стандартов.
Представляя планы работ МТК 524 в 2017 году, в т.ч. отдельно по каждому подкомитету, В.А.Гапанович отметил, что наибольший объем падает на подкомитеты пути, вагонного и локомотивного направления, но постепенно растет объем нормативов в сферах предоставления услуг, хозяйства энергетики, метрологическом обеспечении.
Участники заседания также заслушали ряд выступлений участников по таким темам, как: «Деятельность технического комитета по стандартизации № 40 «Железнодорожный транспорт»; «Современные технологии цифровой железной дороги»; «Использование ГЛОНАСС на железных дорогах колеи 1520 мм»; «Перспективные направления развития системы диагностики железнодорожной инфраструктуры (в том числе новые приложения системы комплексной диагностики и мониторинга «ЭКСПЕРТ»); «Повышение скоростей движения с применением инновационных технологий на направлении Москва—Красное».