16
955
3006744

Бетанкур Августин Августинович

Августин де Бетанкур (Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина) родился 1 февраля 1758 г. в Испании на острове Тенерифе.

Его детство прошло в образованной буржуазной семье, в которой формировались характер и наклонности к научному поиску и техническому творчеству. В возрасте 20 лет Августин приехал в Мадрид, где получил образование в Королевском училище Святого Исидора и Академии изящных искусств, став одним из образованнейших людей в Испании. В возрасте 25 лет он демонстрировал подъем в воздух первого в Испании воздушного шара. Вскоре после этого он выполняет важное государственное задание, подготовив доклад о состоянии добычи ртути, а затем сообщение о сооружении канала в Арагоне.

В возрасте 26 лет он становится академиком изящных искусств, и его направляют для продолжения образования в Париж. В 1787 г. Бетанкур блестяще оканчивает Парижскую школу мостов и дорог. Особый интерес он проявляет к проблемам создания машин и механизмов для возведения зданий, мостов, портовых сооружений, для строительства дорог и каналов, рудников и шахт. Затем испанское правительство направляет его в страны Западной Европы для обозрения различных систем судоходства, каналов, паровых машин и т.п. Чтобы ознакомиться с паровыми машинами, Бетанкур побывал также в Англии, где изучал работу фабрик и заводов. За несколько лет напряженной учебы и работы к 30 годам он стал крупным инженером-исследователем. В 1788 г. его назначили директором Королевского кабинета машин в Мадриде, который он возглавлял целых 15 лет. Здесь им была собрана богатая коллекция оригинальных образцов машин и механизмов и их описания.

В 1790 году в Париже выходит первый крупный научный труд Бетанкура "О расширительной силе паров".

В 1799 г. Бетанкур назначен генеральным директором путей сообщения Испании. Со свойственной ему энергией он взялся за переустройство системы путей сообщения в стране, основал Мадридскую школу инженеров дорог, каналов и мостов. В 1798 году на Бетанкура была возложена разработка технологии очистки каменного угля, организация в Испании корпуса инженеров путей сообщения, а также сооружение совместно с часовщиком А.Л. Бреге оптического телеграфа между Мадридом и Кадисом.

В 1800 году Бетанкур назначен генерал-инспектором корпуса инженеров путей сообщения и членом финансового управления, в 1801-м – руководителем Генеральной инспекции дорог и каналов при Королевском кабинете Испании, а в 1803 году – интендантом армий и главным директором почт.

В 1802 году в Мадриде Бетанкуром было создано учебное заведение, получившее название "Школа дорог и каналов".

Возникшие в Испании беспорядки заставили Бетанкура покинуть страну. В 1807-1808 годах он жил в Париже, где опубликовал на французском языке ряд своих научных трудов (в том числе «Курс построения машин», 1808), с 1809 стал членом-корреспондентом Парижской Академии наук. Его научная и практическая деятельность была замечена, и вскоре русский посол И.М.Муравьев-Апостол предложил ему попробовать себя в России.

В сентябре 1808 года в Эрфурте Бетанкур был представлен императору Александру I и, как искусный инженер, в ноябре 1808-го принят на российскую службу в чине генерал-майора с зачислением в свиту Его Императорского Величества, а также причислен к ведомству путей сообщения.

В августе 1809 года он был произведён в генерал-лейтенанты, а в 1809 стал членом совета Корпуса инженеров путей сообщения; где осуществлял инспекцию и разрабатывал проект реконструкции Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской водных систем; а также подготовил проект реконструкции Тульского оружейного завода.

С самого своего приезда в Петербург знаменитый инженер участвовал в решении проблем практически всех строек государственной важности в России. Здесь ему было открыто широкое поприще для применения его познаний.

Первый проект Бетанкура в России – фонтан «Девушка с кувшином» в Екатерининском парке Царского Села (скульптор П.П. Соколов) был сооружен в 1810 году у подножия единственного на территории парка родника. Из водоносного слоя в напластованиях известняка, образующих холм, который завершен Гранитной террасой, вода поступала в бассейн в виде грота, соединенный с фонтаном. Этим фонтаном, воспетым А.С. Пушкиным и А.А. Ахматовой, до сих пор восхищаются посетители Екатерининского парка.

В 1809-1812 гг. Бетанкур создал оригинальную механическую многоковшовую землечерпалку с паровой машиной для очистки русла рек и каналов. В августе 1812 г. землечерпалка, изготовленная на Ижорском заводе, была доставлена в Кронштадт, где выполняла дноуглубительные работы в акватории порта.

Ее производительность была в 50 раз выше, чем у аналогичных машин того времени, работавших в Европе. Бетанкур не патентует свою разработку - лишь два года спустя, 17 июня 1812 г. император Александр I издал Манифест «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах». Любопытно, что позднее привилегии на паровую землечерпалку получил действительный тайный советник князь В.В. Долгорукий, а отставной генерал-майор Шумянский взял привилегию на снаряд для очищения мелей под симпатичным названием «Речная гидра».

А.Бетанкур ввёл новые и улучшил старые машины для Александровской хлопчатобумажной мануфактуры в Павловске.

В 1812 году по проекту Бетанкура построен литейно-пушечный завод в Казани.

В 1812-1814 гг. по его же проекту в Царском Селе была проведена реконструкция устаревшего Таицкого водопровода, куда вода поступала из ключей и шла самотёком через систему открытых и подземных каналов, прудов и гротов общей протяжённостью около 15 километров. Строительными работами руководил выпускник Института Корпуса инженеров путей сообщения (ИКИПС) первого приема Ф. Конобио.

В 1813 г. по проекту Бетанкура строится первый постоянный (деревянный арочный) мост через Малую Невку, получивший название «Каменноостровский». Машины, конструкции и приспособления для строительства деревянного арочного моста были созданы под руководством Бетанкура в мастерских, созданного им Института Корпуса инженеров путей сообщения. Этот мост для своего времени был шедевром мостостроения. По его проектам возведены также мосты на Московском тракте через реки Славянка и Ижора под Санкт-Петербургом.

В 1814 г. под руководством Бетанкура создана специальная комиссия по строительству Обводного канала, начатому еще в конце XVIII в. и приостановленному в годы Отечественной войны 1812 года. К Обводному каналу тяготела городская застройка, особенно в местах пересечения канала с главными магистралями, идущими из центра Петербурга. Участие в этом деле А.Бетанкура стало заметным событием в градостроительстве Санкт-Петербурга.

В 1816 г. в Петербурге на Охте строится первый лесопильный завод, оснащенный сконструированными Бетанкуром паровыми машинами, – прообраз многих последующих аналогичных заводов в России.

В том же году Бетанкур организовал и возглавил Комитет для строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге, на который возлагалось «рассмотрение чертежей на все без изъятия общественные, казённые и партикулярные в сей столице здания и другие постройки». Под наблюдением Комитета осуществлялись крупные градостроительные мероприятия в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Архангельске, Киеве. Так, Комитет сыграл решающую роль в экспертизе и реализации проектов застройки Санкт-Петербурга уникальными ансамблями и сооружениями (Дворцовая, Сенатская, Михайловская площади, Марсово поле).

Историческим сооружением, возведенным по проекту Августина Бетанкура в Москве, стал экзерциргауз (крытый плац для проведения военных смотров) ныне – Манеж, открытый 30 ноября 1817 года (в архитектурной части проекта были учтены предложения Монферрана). Площадь его составила почти 7,5 тыс.кв.м, что позволяло разместить в нём более двух тысяч человек.

В конструкцию огромного здания был заложен ряд уникальных инженерных решений – в первую очередь безопорное деревянное перекрытие шириной 45 метров. По размерам, конструкции и архитектуре Манеж не имел тогда равных в Европе.

Московский Манеж создавался в ознаменование пятой годовщины изгнания армии Наполеона из России. Александр I принял решение отметить победу России в войне в Москве. К приезду императора надо было построить специальное здание, чтобы в него можно было ввести полк солдат. Общие затраты на строительство Манежа составили 1 млн. 200 тыс.руб. Бетанкур оставил свидетельство о своих работах по Манежу, опубликовав в 1819 г. монографию «Описание Московского Дома для упражнений».

В 1816-1818 годах под руководством Бетанкура и по его проекту возведена ассигнационная фабрика «Экспедиция заготовления государственных бумаг» в Санкт-Петербурге (ныне фабрика «Гознак»). По окончании войны 1812 года, с которой было связано заполнение денежного обращения фальшивыми ассигнациями французского производства, перед правительством России остро встал вопрос поиска выхода из создавшегося положения. Острая необходимость была не только в замене существующих ассигнаций новыми, но и в устройстве особого заведения по их изготовлению.

В 1814 году было принято решение поручить проектирование, строительство и оснащение механизмами и машинами нового учреждения по производству ассигнаций "сведущему во всех технологических производствах" генерал-лейтенанту Августину Августиновичу Бетанкуру. Перед ним была поставлена задача "по изысканию всех способов, наиболее подходящих для того, чтобы, насколько это возможно, защитить бумажные деньги от попыток подделки". Поэтому от А.Бетанкура потребовались способности не только талантливого инженера, но и искусного рисовальщика.

Составленная А. Бетанкуром предварительная смета создания "нового заведения для делания ассигнаций" включала не только общую сумму затрат (600 тыс.руб.), но и проработку технологической части проекта, включая эксперименты по выбору волокнистого материала для изготовления бумаги и составление перечня оборудования, необходимого для осуществления всего производственного процесса.

В 1815 году в Петербурге, на левом берегу реки Фонтанки были приобретены участки земли и несколько каменных строений, а 4 марта 1816 года Александр I утвердил представленный план и смету.

Первым и самым важным решением, принятым Бетанкуром, определившим будущее изготовления денежных билетов в России, было объединение бумажного и типографского производств, до этого они были разрознены и территориально, и административно. Специализированного предприятия по изготовлению ассигнаций до 1818 года в стране не было: бумага изготовлялась на бумажной мельнице в Царском Селе, а печатание, нумерация и штемпелевание ассигнаций производились в помещениях сенатской типографии в Петербурге. По проекту, разработанному А. Бетанкуром, был сооружен комплекс зданий нового заведения, в котором разместились бумажная фабрика, типографии, различные мастерские. Здесь же расположились казарма для рабочих, помещения для магазина и караула, а также администрация и квартиры для чиновников и служащих.

При проектировании нового заведения А. Бетанкур, разработал ряд процессов и механизмов, опередивших технический уровень того времени. Он сконструировал для них паровые машины и оборудование, изготовленные частью в Петербурге, частью в Англии, разработал специальный рецепт изготовления бумаги из пеньки и льняного тряпья, предложил рисунки купюр и особую технологию нанесения их на бумагу, изготовил нумерационную и грифовальную машины. Так, для размола пеньки в однородную волокнистую массу были использованы "цилиндры" (рольные ящики). В бумагоделательном производстве впервые в России была использована паровая машина, построенная на заводе Берда в Петербурге. От паровой машины с помощью шкива и ременной передачи приводились во вращение не только роллы для измельчения бумажной массы, но и гидравлические прессы для обезвоживания бумаги.

Одним из достижений явилась разработка ещё не известного мировой практике способа формирования водяных знаков (филиграней). Водяной знак стали получать путем штемпелевания его на сетке ("на черпальные формы стали нашивать сетки, прессованные со штемпелей с медальорным характером гравюры"). Преимущество этого способа заключалось не только в сокращении времени и затрат труда на вышивание, но и в обеспечении идентичности водяных знаков, что сыграло большую роль в защите ассигнаций от подделки. В последующие годы этот способ получил дальнейшее развитие и высокое признание за рубежом.

В организации промышленного производства для изготовления бумажных денег А.Бетанкур видел возможность предотвращения подделок. Он полагал, говоря об изготовлении бумаги, что "такую бумагу можно выделывать только в крупном предприятии с громоздкими и шумными машинами, которые никак нельзя применить в тайном производстве".

Заслуги инженера были отмечены указом Александра I, ему был пожалован орден Владимира 2-й степени, были щедро отмечены и все его сотрудники.

Осенью 1816 года Бетанкур был назначен председателем Комитета по переносу Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород. Весной 1817 года он прибыл в Нижний Новгород и утвердил выбранное для строительства место на Стрелке Оки и Волги, чтобы караваны судов с товарами с двух великих рек России могли приставать прямо к лавочным корпусам, однако не согласился с архитектурным решением, в связи с чем принялся за проектирование ярмарочного ансамбля и системы коммуникаций самостоятельно.

В ноябре того же года решением Комитета министров Российской империи Бетанкур получил в «единственное и независимое распоряжение... всю строительную часть означенной ярмарки». Целью строительства стало создание лучшего торгового комплекса в Европе.

С этого момента и до 1822 года (открытие ярмарочных торгов) Бетанкур проводил в Нижнем Новгороде каждое лето и лично руководил работой на всех стадиях строительства. Проектирование и строительство Нижегородской ярмарки он считал главным делом своей жизни.

Бетанкур высоко оценил предложение инженеров И.Пуадебарда и А.Диго соединить Волгу протоками с Мещерским и Баренцевым озерами, а также с судоходным каналом, охватывавшим ярмарочный комплекс. Одной из функций канала, оснащенного системой шлюзов, являлась очистка подземных галерей от нечистот. Он предложил возвести величественный архитектурный ансамбль с православным пятиглавым Спасо-Преображенским собором, четырьмя Китайскими рядами с доминантами декоративных "пагод", а также 60 двухэтажных лавочных корпусов Гостиного двора с системой водоснабжения, в которых наверху планировались для купцов жилые горницы, а внизу – лавки со складами.

Функциональное удобство в пользовании ярмарочными зданиями сочеталось в проекте с величавой импозантностью каждого строения и всего ансамбля в целом. К прорисовке фасадов отдельных зданий Бетанкур привлек находившегося в его подчинении в качестве чертежника О. Монферрана. Хотя точных смет тогда еще не было составлено, из бюджета было выделено 6 миллионов рублей на строительство, выравнивание площадки, покупку земель в госвладение. Строительство ярмарки предполагалось закончить в 4 года.

По указанию Бетанкура напротив ярмарки был возведен "инженерный дом", где жили его сотрудники. Близ села Гордеевка он наладил работу трех кирпичных заводов, выпускавших до 3 млн. кирпичей ежегодно. Параллельно работам на ярмарке А. Бетанкур в 1819 году разработал для прибрежной части города регулярный план с определением мест для будущих каменных и деревянных строений. К концу 1820 года по его эскизному проекту был отстроен Нижегородский тюремный острог.

Усилиями А.Бетанкура и его помощника И.В.Ефимова была спасена от разрушения величественная Рождественская церковь. Августину Августиновичу пришлось спасать от уничтожения и другой древний храм – Спасо-Преображенский кремлевский собор. Он предложил пробрать новым кирпичом с цементом многочисленные трещины, а для надежности в кладку уложить железные связи. Кроме того, для православных торговцев Бетанкур спроектировал летнюю резиденцию, для приезжающих на торг армян – церковь, а для мусульман – мечеть.

А.А.Бетанкуру удалось при жизни выполнить в Нижнем Новгороде основную часть запланированных им столь значительных работ. Торжественное открытие ярмарки состоялось в ночь с 14 на 15 июля 1822 года под пушечную пальбу с судов, при огромном стечении народа. В 1823 году Бетанкур совместно с В.И.Гесте разрабатывает Генеральный план будущего развития Нижнего Новгорода, высочайше утверждённый в январе 1824 года.

В ноябре 1818 года генерал-лейтенант А.Бетанкур был назначен Главным директором Управления водяными и сухопутными сообщениями (путей сообщения) и занимал этот пост до сентября 1822 года. Исполнение своих новых обязанностей он начал с продолжительной инспекционной поездки, добираясь до самых отдаленных мест империи, в том числе до Грузии и портов Черного моря.

Возвратившись из командировки в 1820 году, Бетанкур сел за подготовку обширного доклада, в котором подверг суровой, но справедливой критике состояние российских путей сообщения и внес предложение о необходимости крупных вложений в модернизацию транспортной инфраструктуры. С первых дней работы он обеспечил продолжение начатого еще в 1817 году строительства Московского шоссе Санкт-Петербург–Новгород–Москва. Для возведения искусственных сооружений на нем Бетанкур создал специальное Управление по постройке мостов. Наблюдение за темпами и качеством строительства вел лично. Уже 1 сентября 1820 года между Петербургом и Москвой открылось регулярное движение дилижансов, хотя окончательная отделка дороги еще продолжалась.

Находясь на этой должности, он заложил основы построения и реконструкции каналов, поддержания в рабочем состоянии судоходных рек, возведения через водные преграды мостов разнообразных конструкций, в том числе, висячих, разработал системы водоснабжения Царского Села и Казани. По проекту Бетанкура в 1821 году был сооружён плашкоутный «бетанкуровский» Исаакиевский мост через Неву и береговые устои по линии «Исаакиевский собор – здание 12 Коллегий», по образцу которого впоследствии возводились другие наплавные мосты через Неву и ее рукава.

Для ведения дел по Корпусу инженеров путей сообщения и Строительному отряду он учредил «Дежурство» из опытных специалистов, а для оперативного руководства всеми работами по строительству и эксплуатации путей сообщения 28 мая 1820 года образовал Главный Штаб Корпуса. При Главном директоре путей сообщения была создана Особенная канцелярия (прообраз будущей канцелярии Министерства путей сообщения).

В 1820 году Бетанкур создает Комиссию проектов и смет Главного управления путей сообщения – первую «всероссийскую» проектную организацию не только в области отечественного транспорта, но и в строительстве. Основанный им Комитет для строений и гидравлических работ явился своеобразным государственным органом, осуществлявшим контроль за всеми стройками в Российской империи (экспертная оценка градостроительных планов, архитектурных решений, планов городского благоустройства). Таким образом было обеспечено достижение отечественным строительством нового уровня на основе широкой инженерно-технической экспертизы наиболее крупных проектов.

В 1823 году по проекту Бетанкура на Большеохтинском кладбище возводится оригинальная каменная Георгиевская церковь (разобрана в 1938 году).

Бетанкуру приходилось решать и другие сложнейшие инженерные задачи. По его расчетам был восстановлен крест на куполе Казанского собора, который был деформирован осенью 1820 года в результате сильного порыва ветра.

Принял он участие и в строительстве висячего моста через Вислу, Монетного двора в Варшаве.

Бетанкур руководил технической частью строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Совместно с архитектором Огюстом Монферраном он просчитывает конструкции Исаакиевского собора. Если говорить точнее, именно он создает инженерный проект.

Им былиспроектированы леса и механизмы для подъема колонн Исаакиевского собора, использованные А.А. Монферраном. На их основе последний создал систему механизмов, с помощью которой установил в 1832 году Александровскую колонну на Дворцовой площади в Петербурге.

Этот памятник является уникальным сооружением. Первоначально он имел форму обелиска, затем вид колонны (общая высота 47,5 метра, самая высокая колонна в мире). Бетанкур разработал оригинальную систему подъёма: строительные леса, 60 кабестанов и система блоков. Сам подъём состоялся 30 августа 1832 года. Для приведения гигантского монолита весом в 600 тонн в вертикальное состояние потребовались 2 000 солдат и 400 рабочих, которые установили монолит на место всего за 1 час 45 минут.

Бетанкур – один из организаторов инженерного образования в России: по его проекту в Санкт-Петербурге был учреждён Институт Корпуса инженеров путей сообщения, куда он и был назначен генеральным инспектором. Институт был открыт 1 ноября 1810 года. До конца жизни Бетанкур состоял его инспектором, заведующим хозяйственной и учебной частью и одновременно читал лекции по инженерному делу.

Бетанкур внес важный вклад в развитие отечественной системы высшего инженерного образования в XIX веке, которая отличалась сочетанием фундаментальной, общеинженерной и специальной подготовки. Им были созданы научные основы образования инженеров путей сообщения по учебному плану, объединившему общенаучную, общеинженерную и специальную подготовку в одном вузе, предусматривавшему, наряду с теоретическим обучением, работы в мастерских, чертёжные работы, дающие навыки проектирования, практику строительных работ. Впервые учебный план высшего технического учебного заведения включал такие дисциплины, как высшая математика и начертательная геометрия. Были изданы первые учебники и учебные пособия на французском и русском языках ("Основания начертательной геометрии" и "Начальные основания аналитической геометрии" Севастьянова, "Дифференциальные исчисления" Базена, "Основания механики" Дестрема, "Курс теории построения машин" Чижова, "Высшая геометрия в пространстве" Майорова и др.). Им создано множество действующих инструментов и моделей, макетов подъёмных механизмов – кабестанов, лебёдок, мостовых ферм, строительных конструкций, использовавшихся в учебном процессе.

По его инициативе, с самого начала к преподаванию в Институте привлекли крупнейших российских и зарубежных специалистов. Августин Августинович всемерно способствовал формированию прогрессивного взгляда на расширение строительства путей сообщения как важного фактора экономического развития страны, оставлял в Институте лучших выпускников и готовил из них будущих профессоров, он сразу же взялся за создание институтской библиотеки, учебных кабинетов, а немного позже – музея.

Видя, что количество выпускников ИИПС (за 1811-1824 годы было подготовлено всего 150 инженеров) явно недостаточно, Бетанкур предложил образовать Строительный отряд, куда могли поступать работники других отраслей, не получившие строительного образования. 17 апреля 1819 года император утвердил эту инициативу, и строительные организации ведомства путей сообщения стали пополняться специалистами, осваивавшими дело непосредственно на практике.

Одновременно Бетанкур разработал проект организации Военно-строительной школы и Школы кондукторов путей сообщения для подготовки офицеров-строителей уровня техников-исполнителей. 1 мая 1820 года и это предложение было утверждено. Здания Кондукторской школы возводились по проекту и под наблюдением Бетанкура. В 1839 году, сыграв свою роль, она закрылась, а её оборудование передали Институту. Ранее, в 1826 году, Институт «вобрал» в себя и Военно-строительную школу: воспитанники её старшего класса поступили на 1-й курс ИИПС.

Все это положило начало государственной системе специального среднетехнического образования в России. В эти школы принимались юноши в возрасте 16-19 лет. Выпускали их в чине прапорщика и направляли на строительные работы в Строительный отряд. После 4-6 лет обучения выпускники І класса получали звание старшего унтер-офицера, ІІ класса – младшего унтер-офицера. Это были квалифицированные исполнители проектов новых сооружений. Кстати, здания для кондукторской школы, мастерские с большой паровой машиной (мощностью 10 л.с.) и литейная были возведены по проекту Бетанкура.

Столь плодотворная деятельность Бетанкура на благо России увенчалась орденами Святого Александра Невского и Святого Владимира, которые он носил вместе с испанским орденом Святого Иакова с мечом.

В последние годы жизни (1822-1824) Бетанкур попал в немилость к императору и 2 августа 1822 года был отстранен от должности Главного директора путей сообщения. Бетанкур подал в отставку, которую получил 4 февраля 1824 года, а через пять месяцев в возрасте 66 лет скончался, был похоронен в Санкт-Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище. На могиле установили величественный монумент в виде колонны на мощном фундаменте, увенчанный траурной урной. Памятник высотой 6,85 м был изготовлен на чугунолитейном заводе в Нижнем Новгороде по рисунку Монферрана. Это был дар нижегородских купцов в знак признательности «русскому испанцу». В 1979 году прах А.А. Бетанкура и надгробный памятник перенесены в «Некрополь XVIII века» на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.

Министерство путей сообщения России в 1995 году учредило памятную медаль имени Бетанкура. Ею награждаются специалисты за выдающийся личный вклад в развитие высшего транспортного образования. Медалью за номером 2 награжден король Испании Хуан Карлос I.

В Петербурге, на Университетской набережной установлена стела с именем Августина Бетанкура, а в сквере у главного корпуса Петербургского университета путей сообщения ему поставлен памятник, который в 2003 году открыл наследный принц Испании Фелипе.

На бумажной фабрике объединения «Гознак» в Санкт-Петербурге установлен бюст А.А.Бетанкура, в музее хранятся документы, чертежи, подписанные им, и его портрет.

В 2003 г., к 185-летию «Гознака» на Санкт-Петербургском монетном дворе отчеканили памятную медаль, на одной из сторон которой изображены комплекс зданий Экспедиции и профиль А.А. Бетанкура. На бумажной фабрике изготовлена бумага с портретом основателя Экспедиции, выполненным в технике водяного знака. В этом же году согласно Постановлению Городской думы Нижнего Новгорода новая улица в Канавинском районе стала называться улицей Бетанкура.

Использованные источники:

1. В.Е. Павлов К 250-летию со дня рождения Бетанкура.

2. Изяслав Тверецкий. Августин Августинович де Бетанкур и Молина и его могила.

3. Ольга Воробьева, заведующая музеем СПб бумажной фабрики. Он научил Россию печатать деньги.

4. Августин Августинович Бетанкур и рождение русской высшей технической школы.

5. Алексей Ренкель, Испанский гений на службе России. К 250-летию со дня рождения А.А. Бетанкура.

6. Официальный сайт ПГУПС.

7. Википедия