16
105
2647541

Наградные знаки


Знак  «Почетному железнодорожнику»


13 мая 1933 года ЦИК Союза ССР учредил для награждения работников транспорта профессиональную награду значок  «Почетному железнодорожнику». Значок  «Почетному железнодорожнику» утвержден 15 мая 1934 года Народным комиссаром путей сообщения А.А. Андреевым, как высшая профессиональная награда железнодорожного транспорта СССР. С 1964 г. стал именоваться не значком, а знаком. Циркуляром НКПС № 89/ЦОА от 20 мая 1934 г. на сеть дорог отправлено положение о Почетном знаке железнодорожника.

По положению Почетный знак железнодорожника выдавался работникам железных дорог Союза ССР за следующие заслуги на железнодорожном транспорте: 
а) за предотвращение крушения поездов, гибели транспортных сооружений, подвижного состава, машинного оборудования и спасение потерпевших при крушении; 
б) за образцовое проведение особо ударных работ и заданий; 
в) за внесение в дело транспорта технических улучшений; 
г) за образцовую работу, результатом которой явились технические и экономические достижения на транспорте; 
д) за изобретательскую деятельность; 
е) за заслуги в научно-исследовательской работе в области транспорта.

Знак Почетного железнодорожника выдается по постановлению Центральной наградной комиссии НКПС как по ходатайству прямых начальников представляемых, так и партийных, профессиональных и других общественных организаций на транспорте по месту их работы. Работник железнодорожного транспорта, получивший знак Почетного железнодорожника, должен служить примером образцового выполнения своих обязанностей. Знак носится на левой стороне груди.

Имеющим знак Почетного железнодорожника, как работающим на транспорте, так и оставившим его из-за перехода на другую работу или социального обеспечения, предоставляется право: 
а) состояния членами железнодорожных клубов; 
б) сохранения жилплощади в домах, подведомственных НКПС; 
в) беспрепятственного входа на перроны и прохода по станционным путям, где не требуется особых пропусков.

Почетные железнодорожники имели право бесплатного проезда по сети железных дорог СССР в мягких вагонах. За ними сохранялось право ношения форменного обмундирования после окончания работы на транспорте и получения обмундирования на общих со всеми работниками железнодорожного транспорта основаниях.

Право награждения знаком «Почетному железнодорожнику» принадлежало народному комиссару путей сообщения. Образец 1978 года. Законодательно это было закреплено в четвертом разделе Устава о дисциплине работников железнодорожного транспорта «Отличия на трудовом фронте и меры поощрения». Значком под №1 награжден 31 октября 1934 года поездной диспетчер Грозненского отделения Кутафин С.В., - за передовые методы движения поездов. В приказе народного комиссара путей сообщения говорилось: «Метод С.В. Кутафина - распространить. За социалистическое отношение к труду наградить т. Кутафина значком «Почетному железнодорожнику». Издать массовым тиражом брошюру об опыте и методах его работы. Выдать т. Кутафину полный комплект форменного обмундирования и премию в сумме 600 рублей». Кутафин впоследствии работал инспектором по диспетчерской работе НКПС, начальником Южной и Московско-Курской железных дорог, Герой Социалистического Труда (6.11.1943 г.), генерал-директор движения 2 ранга. Значок «Почетному железнодорожнику» №1 и удостоверение к нему, подписанное лично наркомом А.А. Андреевым, хранилось в Центральном музее революции СССР в Москве. На реверсе знака на пластине надпись: «тов. Кутафину С.В. за социалистическое отношение к труду 1Д.Н.К. Н.К.П.С.» и дата награждения. Значок «малого» размера (22 х 33 мм), выполнен из серебра 916 пробы. Накладные части - паровоз, знамя, ленточка, колосья, звездочка - золотые. 

Затем знак стали делать только серебряный, оставив при этом первоначальный размер так называемый фрачный вариант Этот размер просуществовал всего до 1936 года, производили этот знак на фабрике ВСЕКОХУДОЖНИК, Москва, Кузнецкий мост. Знаков этого размера всего около 4300 шт. 

Затем в 1936 году эта же фабрика выпустила новый вариант знака с размером 45х30мм, знак был из серебра 916 пробы, которая стояла на самом знаке. Эти знаки являются переходными и их было произведено не более 200, они очень редки! 

Позже знаки из серебра стали делать на собственном производстве из серебра 875 и 916 пробы. Всего количество серебряных знаков около 12 тысяч, среди них есть много разновидностей, которые различаются месторасположением клейм и написанием цифр. Иногда при отсутствии стандартных удостоверений на знак давали временные удостоверения. 

Знаки из серебра перестали давать с началом ВОВ. Тогда, сохранив размер, знаки стали делать из бронзы и жести. Отличительными признаками этих знаков является наличие ярко-желтой эмали на колосьях, тираж этих знаков примерно 2500 шт. 

Затем знаки стали изготавливать из бронзы. В таком виде они сохранились до момента пересмотра положения о знаке и его видоизменения. Всего знаков винтового типа было выпущено около 112 тысяч. Среди них есть много разновидностей по реверсу, набивке серийных номеров и штампов изготовления. 

21 июля 1960 г. коллегия МПС признала необходимым пересмотреть Положение о значке «Почетному железнодорожнику» и разработать новый образец значка. Транспорт в техническом развитии ушел далеко вперед, символика на аверсе значка не отображала произошедших перемен. Один из вариантов нового образца значка подготовил В. Скороход, - сотрудник центрального аппарата МПС с многолетним стажем. Именно образец профессионального железнодорожника был утвержден на коллегии. Вместо паровоза на лицевой части помещен электровоз. Изменено крепление значка к одежде, он стал носиться на прямоугольной колодочке. Первый вариант этого знака был на эмалевой колодке, но в массовое производство он не пошел. А последний вариант стал массовым! У знаков подвесного типа сохранилась сквозная нумерация, они начались со 112 тысяч и закончились примерно в номерах 183 тысячи. У знаков подвесного типа есть много разновидностей, но они касаются только лишь реверса знаков, а точнее метода нанесения номеров и месторасположения клейм ЛМД. Этими знаками награждали и граждан других государств, но крайне редко. После развала СССР нагрудный знак СССР Скороходовского образца перестал существовать, но в связи с его важностью некоторые государства СНГ учредили единый знак нового образца, сохранив при этом нумерацию Советского знака! 

Новый знак 2002 года. Ко дню железнодорожника 4.08.2002 внешний вид знака изменился. Новый знак отличия теперь имеет форму овала с декоративной рифленой каймой по контуру и изображением паровоза и высокоскоростного электропоезда «Сокол» в центре. В нижней части знака будут изображены символические золотистые гаечный ключ и молоток. Надпись ПОЧЕТНЫЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК расположена на фоне рубиновой эмали в центре картушного щита, закрывающего верхнюю часть знака. Венчает знак надпись МПС РФ. 

Знаком награждаются работники отрасли за наивысшие и стабильные показатели в труде, разработку и внедрение новых достижений науки и техники, технологии. За особые заслуги перед ж.-д. транспортом, активное и эффективное сотрудничество в решении его проблем к такой награде могут представляться и лица, не работающие в этой отрасли. 









Знак «Почетному железнодорожнику» утвержден 

Президиумом ЦИК Союза ССР 08.04.1934г.

(Народный комиссариат путей сообщения возглавлял А.А. Андреев)









Знак «Почетному железнодорожнику» утвержден

Постановлением Коллегии МПС СССР от 21.07.1960 г. №25

(Министерство путей сообщения возглавлял Б.П.Бещев)

   







Знак «Почетному железнодорожнику» утвержден 

Указанием МПС СССР от 26.11.1992 г. №225у

(Министерство путей сообщения возглавлял Г.М.Фадеев)









Знак «Почетный железнодорожник» утвержден

Протоколом Коллегии МПС России от 03.07.2001 г. №7

(Министерство путей сообщения возглавлял Н.Е.Аксененко)








Знак «Почетный железнодорожник ОАО «Российские железные дороги» 

утвержден Протоколом Правления ОАО «РЖД» 

от 10 ноября 2005 г. № 35

(Президент ОАО «РЖД», председатель правления - В.И.Якунин)