16
955
3006744

ЯКОВ НИКОЛАЕВИЧ ГОРДЕЕНКО – УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ, ХРАНИТЕЛЬ МУЗЕЯ


Фамилия Гордеенко более века хорошо известна инженерам, педагогам и ученым, чья деятельность связана с железнодорожным транспортом России. В конце XIX века в элиту педагогического состава Института инженеров путей сообщения Императора Александра I входил профессор Яков Николаевич Гордеенко, в начале XX века эстафету принял его сын – Петр Яковлевич Гордеенко. Оба ученых внесли большой вклад в развитие лучших традиций одного из старейших технических вузов Петербурга и в становление новых отраслей железнодорожной науки и техники.

Яков Николаевич Гордеенко по праву считается основоположником автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте. Во многом, благодаря именно его таланту ученого и изобретателя, энергии и беспримерной самоотверженности появились и получили развитие отечественные устройства сигнализации, централизации и блокировки, без которых невозможно представить современные железные дороги.


Яков Николаевич Гордеенко родился в Санкт-Петербурге 26 октября 1851 года в старинной дворянской семье. Его отец Николай Степанович Гордеенко окончил Харьковский университет со степенью кандидата и поступил в Гражданскую палату на должность столоначальника. Имея отличные способности, он быстро продвигался по службе и в 1835 году уже в чине титулярного советника был определен в Канцелярию министра финансов и переведен в Петербург. Закончил службу Николай Степанович в чине действительного статского советника и был награжден орденами Св. Анны 2-й степени с императорской короной, Св. Владимира 3-й степени и Св. Станислава 1-й степени, а также знаками отличия беспорочной службы за 15 и 25 лет. Николай Степанович был женат, в семье было четверо детей: две дочери – Юлия и Екатерина и два сына – Яков и Михаил.

В 1860 году Яков Гордеенко поступает в немецкую гимназию при лютеранской церкви Св. Анны В Санкт-Петербурге, отличавшуюся высоким уровнем преподавания. Среди выпускников гимназии – А.Ф. Кони, В. В. Струве, другие выдающиеся ученые, инженеры и общественные деятели России. В 1869 году Яков Гордеенко блестяще оканчивает гимназию, получив по всем предметам, включая три иностранных языка, высшую оценку «весьма удовлетворительно». После окончания гимназии он поступает в Институт инженеров путей сообщения Императора Александра I. В 1864 году, незадолго до поступления Я. Н. Гордеенко, в институте была произведена реформа, там преподавали выдающиеся ученые, были созданы благоприятные условия для подготовки отечественных кадров. Комплектование специальных кафедр производилось в основном из числа выпускников института, проявивших себя в научной деятельности уже в годы обучения.

В 1874 году Я.Н. Гордеенко, «окончивший полный курс наук, преподаваемых в институте, признан экзаменационной комиссией достойным звания Гражданского инженера с правом на производство строительных работ и правом на чин Коллежского Секретаря» и был оставлен для преподавания в институте сверхштатным репетитором. В этом же году он закончил свой первый научный труд «Исследование о железных виадуках подкосной системы».

В 1878 году Я.Н. Гордеенко начинает совмещать преподавательскую деятельность в институте со службой в техническом отделении Главного Общества Российских железных дорог. Именно с Главным Обществом связана изобретательская деятельность Якова Николаевича. Одним из первых изобретений стал проект нового типа стрелок с остряками, соединяемыми лишь одной штангой, выполненный для Николаевской железной дороги.

Разностороннее и глубокое образование, которое получали инженеры путей сообщения в XIX веке, позволяло им заниматься не только своей узкой специальностью. В 1880 году Гордеенко был командирован Институтом инженеров путей сообщения «на некоторые русские железнодорожные мосты для измерения в них напряжения с помощью устроенного им прибора "тазеометра"». В 1882-1883 гг. по проекту Я.Н. Гордеенко был построен городской железнодорожный мост через реку Тверцу в г. Торжке.


Благодаря редкой одаренности и огромному трудолюбию Яков Николаевич стремительно поднимается по служебной лестнице, почти ежегодно он повышается в чинах и получает награды. Приведем лишь некоторые сведения из личного дела инженера путей сообщения Якова Николаевича Гордеенко:

  • «Указом Правительствующего Сената от 2 апреля 1881 года за № 1266 произведен за выслугу лет в Коллежские Асессоры».

  • «Всемилостивейше пожалован орденом Св. Станислава 3-й степени 28 марта 1882 года».

  • «Указом Правительствующего Сената от 21 декабря 1884 года за № 5689 произведен за выслугу лет в Надворные Советники».

  • «За отлично-усердную службу Всемилостивейше пожалован орденом Св. Анны 3-й степени 1885 года 22 марта».

В 1882 году после прослушивания пробной лекции «инженер Гордеенко из числа четырех лиц, принимавших участие в конкурсе», был избран для преподавания курса «Построение и эксплуатация железных дорог» и возглавил кафедру «Верхнее строение пути».

В 1885 году Яков Николаевич был направлен в командировку в страны Западной Европы «для получения сведений в области техники и приемов эксплуатации железных дорог, преимущественно бельгийских и прусских». В Германии Гордеенко главным образом изучал организацию управления казенными железными дорогами, в Пруссии – верхнее строение пути и сигнализацию железных дорог. Во Франции предметом изучения были, главным образом, сигнализация и маневры, в Бельгии – железнодорожный отдел Всемирной выставки в Антверпене. В том же разделе указано: «В истекшем 1885 году Гордеенко написал исследование "Основание железнодорожной экономики", которое касалось важных экономических вопросов железнодорожного хозяйства и особенно железнодорожных тарифов.

В 1885 году в жизни Я. Н. Гордеенко произошло еще одно важное событие: он был избран на должность конференц-секретаря, хранителя музея, на которой прослужил 20 лет до выхода в отставку. За это время в музей поступило большое количество редких предметов, отражающих технические достижения в области железнодорожного транспорта XIX века, которые и сейчас являются гордостью Центрального музея железнодорожного транспорта России. Именно Гордеенко положил начало уникальной коллекции устройств сигнализации, централизации и блокировки, насчитывающей в настоящее время более 250 натурных образцов и моделей, а также около 500 подлинных документов, фотографий, альбомов чертежей, учебников и литографий, рассказывающих о зарождении и развитии устройств, обеспечивающих безопасность движения поездов на железных дорогах России на протяжении XIX-XX вв.

В журнале «Железнодорожное дело» в статье «Новый замыкающий аппарат» сказано: «6 февраля, в собрании инженеров путей сообщения Я.Н. Гордеенко сделал сообщение об устроенном им минувшей осенью на станции Кошедары Санкт-Петербурго-Варшавской и Либаво-Роменской железных дорог замыкающем аппарате его системы. Докладчик подробно описал действие взаимного замыкания стрелочных и сигнальных рычагов на модели аппарата». Эта модель, являющаяся точной копией замыкающего аппарата станции Кошедары, изготовленная в масштабе 1:10, в 1887 году была передана изобретателем в музей, где и экспонируется до настоящего времени. В этом же году в музей поступила действующая модель центрального управления стрелками и семафорами системы Макса Юделя на станции Хрущево Рязанско-Козловской железной дороги, «пожалованная» министром путей сообщения К.Н. Посьетом. В 1888 году музей приобрел полный комплект блокировочных аппаратов Сименса и электрический железнодорожный колокол системы Эггера с регистрацией на бумаге колокольных сигналов с прибором для вызова помощи поезду с линии по колокольному проводу. Я.Н. Гордеенко являлся не только хранителем существующих фондов музея, но и активно занимался поиском новых экспонатов для пополнения уже существующей коллекции.

18 октября 1886 года Я.Н. Гордеенко был утвержден в должности экстраординарного профессора на кафедре «Верхнее строение пути». К этому периоду относятся его научные труды: «Курс железных дорог», в который впервые был включен раздел «Железнодорожная сигнализация», «Курс железных дорог для техникумов путей сообщения» и «Дополнительный курс железных дорог». В 1886 году приказом по МПС от 19 октября Гордеенко назначается членом учебного комитета при Учебном отделе Министерства путей сообщения.

Я.Н. Гордеенко – изобретатель первой отечественной системы механической централизации стрелок и сигналов. 8 июня 1884 года он подает прошение в Департамент торговли и мануфактуры о выдаче привилегии на изобретение «аппарата для концентрации управления стрелками и сигналами и их взаимного замыкания» и начинает длительную борьбу за признание изобретения.



Механическая централизация стрелок и сигналов была разработана инженером Д. Саксби в 1856 году в Англии и впервые применена на Бриклейр-Армской железной дороге. В России механическая централизация появляется в 1869 году: устройствами системы Крослея было оборудовано 9 станций Николаевской железной дороги и одна станция Петербурго-Варшавской железной дороги. В 1870 году на Николаевской железной дороге строится механическая централизация стрелок и сигналов с жесткими тягами английской фирмы «Саксби и Фармер». В течение последующих 10 лет устройства централизации в России распространяются чрезвычайно медленно, причем применяются системы исключительно иностранных фирм: «Макс Юдель и К°», «Саксби и Фармер», «Сименс и Гальске». Первая попытка Я.Н. Гордеенко заявить о том, что Россия может составить конкуренцию Англии и Германии в области разработки устройств железнодорожной сигнализации, централизации и блокировки, не увенчалась успехом. Спор о выдаче привилегии продолжался с 4 июня 1884 года до 20 июня 1888 года и закончился не в пользу изобретателя. Однако благодаря службе в Главном Обществе Российских железных дорог и поддержке Министерства путей сообщения Я.Н. Гордеенко удалось внедрить свое изобретение. В 1885 году по его проекту на станции Саблино Николаевской железной дороги была введена в эксплуатацию первая отечественная установка механической централизации стрелок и сигналов.

Главные научные работы Я.Н. Гордеенко относятся к области обеспечения безопасности движения поездов. После разработки аппарата взаимного замыкания стрелок и сигналов он создает собственную систему централизации с жесткими, а затем и с гибкими тягами и систему станционной путевой блокировки. Профессор Гордеенко первый в России теоретически рассмотрел условия работы централизационных установок. В 1888 году в работе «Заметки о замыкающих аппаратах» он сформулировал основные требования к устройствам централизации: возможность устраивать любые замыкания, необходимость чувствительности на полный перевод стрелок, надежность работы приборов в условиях сурового климата. Замечая, что устройства централизации внедряются на русских железных дорогах крайне медленно, ученый привел экономические и технические доводы целесообразности применения этих систем.

В 1894 году Я.Н. Гордеенко был включен в состав комиссии МПС для разработки проекта новых правил сигнализации. В нее также вошли инженеры путей сообщения И.И. Рихтер, Л.Д. Вурцель и профессор С.Д. Карейша. Возглавил комиссию инженер путей сообщения, старший инспектор при министре путей сообщения В.Э. Кетриц. Необходимость создания новых правил сигнализации была ясна всем специалистам, поскольку несовершенное «Положение о сигналах» 1873 года не отвечало требованиям возросших объемов перевозок. Каждая дорога вынуждена была вводить собственную сигнализацию, что вместо обеспечения безопасности движения, наоборот, создавало аварийные ситуации. Работа по выработке новых правил сигнализации вызвала разногласия между ведущими специалистами. «Общие правила по сигнализации» были утверждены лишь в 1909 году.

11 апреля 1896 года Я.Н. Гордеенко назначается ординарным профессором на кафедре «Верхнее строение железных дорог», которую он возглавлял до 1905 г. К этому периоду времени относится расцвет творческой изобретательской деятельности ученого. В 1897 г. Гордеенко подает прошение на получение охранительного свидетельства и привилегии на 3 года на изобретение станционной блокировки.

В 1890-1900 годах Я.Н. Гордеенко разрабатывает ряд приборов для системы централизации с гибкой (проволочной) передачей: сигнальный и стрелочные рычаги, семафорный привод, электросцепля-ющий механизм, стрелочный привод-замыкатель, гидравлическую педаль, пружинный рельсовый контакт. Он первый ввел в употребление штампованные ролики для гибких тяг. Оригинальной также является его конструкция ящика замыканий и система станционной блокировки, примененная на Петербурго-Варшавской железной дороге. Я.Н. Гордеенко получает десятки привилегий и охранительных свидетельств на изобретения. Разрабатывая новые приборы и способы их применения в области обеспечения безопасности движения поездов, Я.Н. Гордеенко провел сравнительный расчет дальности управления стрелками с помощью жестких и гибких тяг. Для управления семафорами он считал обязательным применение двойной проволочной передачи. Централизационные аппараты системы Гордеенко применялись двух типов: будочные, предназначенные для малых станций, и башенные, устанавливаемые в двухэтажных постах – для крупных станций.

Аппаратура Я.Н. Гордеенко успешно конкурировала с иностранными системами на сети русских железных дорог. В 1896 году устройства механической централизации стрелок и сигналов, разработанные им, были премированы на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде. В 1900 году они были представлены в Русском отделе на Всемирной технической выставке в Париже. К 1896 году устройствами механической централизации системы профессора Гордеенко было оборудовано 962 стрелки, 117 семафоров на 35 станциях Грязе-Царицынской, Курско-Харьково-Азовской, Московско-Курской, Николаевской, Петербурго-Варшавской, Рязанско-Уральской, Московско-Нижегородской железных дорог.

Я.Н. Гордеенко был не только талантливым изобретателем, но и прекрасным организатором. Он наладил изготовление своих аппаратов в Санкт-Петербурге, сначала на механическом заводе князя В.Н. Тенишева, а затем, с 1894 года – в собственной мастерской на Мещанской улице. С 1895 года аппаратура в течение 10 лет производилась Петербургским заводом Глебова. В 1906 году Я.Н. Гордеенко организовал товарищество и открыл собственный завод, носивший название «Электромеханика». Завод значительно сократил производство во время войны 1914 года и событий 1917 года, но полностью своей деятельности не прекратил: в виде государственного предприятия, носившего название «Завод железнодорожной сигнализации», он продолжал работать до 1923 года.

5 апреля 1898 года Я.Н. Гордеенко был произведен в чин действительного статского советника.

10 декабря 1901 г. министр путей сообщения князь М. И. Хилков утвердил Я.Н. Гордеенко в звании Заслуженного ординарного профессора ИИПСа.

Я.Н. Гордеенко принимал активное участие в работе совещательных съездов инженеров службы пути и службы телеграфа русских железных дорог. В 1903 году на XXI совещательном съезде инженеров службы пути он выступил с докладом «О блок-аппаратах с жесткими и гибкими тягами и их применении для станционной блокировки». Я.Н. Гордеенко занимался также разработкой устройств электромеханической полуавтоматической блокировки для двухпутных участков железной дороги. В блок-механизме этой системы он применил трущиеся контакты, получив в 1908 году привилегию на это изобретение (№ 14282). В 1903 году он докладывал о системе полуавтоматической блокировки на X совещательном съезде представителей службы телеграфа и электротехники. Устройства, разработанные Я.Н. Гордеенко, эксплуатировались на железных дорогах страны до 1930-х гг., а на отдельных станциях – до 1950-х гг.

Я.Н. Гордеенко большое внимание уделял общественной и политической деятельности. Он принимал участие в Обществе народных университетов, Союзе инженеров, Академическом союзе и состоял гласным Петербургской думы. В 1905 году за участие в «Союзе Союзов» (объединение профессионально-политических союзов в России в 1905-1906 гг.) Яков Николаевич был арестован.

Я.Н. Гордеенко вышел в отставку в 1905 году в чине действительного статского советника. За время службы он был награжден орденами Св. Владимира 3-й и 4-й степеней, Св. Анны 2-й и 3-й степени, Св. Станислава 2-й и 3-й степеней, медалью Императора Александра III и знаком отличия беспорочной службы за 25 лет. После выхода в отставку Яков Николаевич полностью посвятил себя разработке и внедрению собственных изобретений.

В последние годы жизни Я.Н. Гордеенко работал в Техническом отделе Народного комиссариата путей сообщения, являясь экспертом в области рассмотрения новых изобретений, оценки научных трудов и решения сложных технических вопросов. В самых разнообразных отраслях инженерного дела Яков Николаевич проявлял высокую компетентность и глубокие познания: мостостроение, устройство верхнего строения пути, железнодорожная экономика, сигнализация, централизация и блокировка. Умер Я.Н. Гордеенко 29 марта 1922 года.

Более полувека Яков Николаевич Гордеенко посвятил развитию отечественной науки и техники на железнодорожном транспорте, разрабатывая устройства сигнализации, централизации и блокировки, обеспечивающие безопасность движения поездов. Заслуженный профессор Института инженеров путей сообщения, выдающийся ученый и изобретатель Я.Н. Гордеенко заложил основы теории и практики современной автоматики и телемеханики на железных дорогах России.

Я.Н. Гордеенко был женат и имел двух детей: дочь Александру и сына Петра. Петр Яковлевич Гордеенко, так же, как и отец, посвятил себя железнодорожному транспорту. В 1910 году он окончил с отличием Институт инженеров путей сообщения и стал впоследствии одним из разработчиков важнейшей транспортной науки – управление эксплуатационной работой железных дорог. С 1932 по 1977 год профессор П.Я. Гордеенко возглавлял кафедру «Эксплуатация железных дорог» Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта.


Л. М. Ласточкина Старший научный сотрудник ЦМЖТ МПС России- Сборник трудов ЦМЖТ «Страницы истории железнодорожного транспорта России». С-Петербург, 2004 г.