История развития систем управления перевозочным процессом
1837 - 1917гг.
Первая в России железная дорога общего пользования между Петербургом и Павловском была введена в эксплуатацию в 1837г., а 1 ноября 1851г. состоялось открытие Петербург - Московской железной дороги. До 1870 г. в качестве сигнализации действовал «оптический телеграф», а затем - «сигнальная веревка», которую отменили лишь в 1917г.
![]() |
| ![]() |
Ручной сигнальный фонарь | Московский вокзал в Санкт-Петербурге |
1917 - 1927гг.
В эксплуатацию введены: аппаратура механической централизации, семафоры, электрожезловые аппараты, которые стали первым крупным изобретением в железнодорожной сигнализации.
![]() |
| ![]() |
Аппараты механической централизации | Электрожезловые аппараты Трегера |
1927 - 1941гг.
В 1931 г. были созданы первые проекты автоблокировки: система автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа с автостопом. В 1935 г. была введена в эксплуатацию авторегулировка, которая успешно проработала 20 лет.
Проходной линзовый светофор Входной линзовый светофор

Автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного типа с автостопом
50-е годы
С 1950 г. была внедрена точечная АЛС с 2-частотным автостопом, был совершен переход к АЛС непрерывного типа с автостопом АЛСН, дополненной устройствами диспетчерского контроля.
![]() |
| ![]() |
Управление стрелками и сигналами с помощью диспетчерского пульта
(набор маршрута осуществляется нажатием 2-х кнопок)
| Маршрутно-релейная централизация с выносным табло |
70-е годы
В эти годы широко внедряются системы диспетчерской централизации ПЧДЦ и ЧДЦМ, которая после модернизации получила название «Луч». К концу 70-х годов эта диспетчерская централизация широко внедрялась на железных дорогах.
![]() |
| ![]() |
Релейный статив | Релейная диспетчерской централизации |
90-е годы
Начало создания и внедрения систем с концентрацией управления на крупных станциях.

Релейная централизация крупной станции
1995г.
Начало внедрения в управление перевозочным процессом информационных систем.

Автоматизированный диспетчерский центр управления перевозками (АДЦУ)
2000-е годы
Переход от информационных к информационно-управляющим системам.

Центр управления перевозками (ЦУП МПС России)
2010-е годы
Переход к интеллектуальным системам железнодорожного транспорта.

ДЦУП Южно-Уральской железной дороги