16
955
3006744

История развития систем управления перевозочным процессом


1837 - 1917гг.


Первая в России железная дорога общего пользования между Петербургом  и Павловском была введена в эксплуатацию в 1837г., а 1 ноября 1851г. состоялось открытие Петербург - Московской железной дороги. До 1870 г. в качестве сигнализации действовал «оптический телеграф», а затем - «сигнальная веревка», которую отменили лишь в 1917г.


Ручной сигнальный фонарьМосковский вокзал в Санкт-Петербурге 


1917 - 1927гг. 


В эксплуатацию введены: аппаратура механической централизации, семафоры, электрожезловые аппараты, которые стали первым крупным изобретением в железнодорожной сигнализации.


Аппараты механической централизации Электрожезловые аппараты Трегера 


1927 - 1941гг.


В 1931 г. были созданы первые проекты автоблокировки: система автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа с автостопом. В 1935 г. была введена в эксплуатацию авторегулировка, которая успешно проработала 20 лет.

Проходной линзовый светофор Входной линзовый светофор 


Автоматическая локомотивная сигнализация непрерывного типа с автостопом 


50-е годы


С 1950 г. была внедрена точечная АЛС с 2-частотным автостопом, был совершен переход к АЛС непрерывного типа с автостопом АЛСН, дополненной устройствами диспетчерского контроля.



Управление стрелками и сигналами с помощью диспетчерского пульта 
(набор маршрута осуществляется нажатием 2-х кнопок) 
Маршрутно-релейная централизация с выносным табло


70-е годы


В эти годы широко внедряются системы диспетчерской централизации ПЧДЦ и ЧДЦМ, которая после модернизации получила название «Луч». К концу 70-х годов эта диспетчерская централизация широко внедрялась на железных дорогах.


Релейный стативРелейная диспетчерской централизации 


90-е годы


Начало создания и внедрения систем с концентрацией управления на крупных станциях.

Релейная централизация крупной станции 


1995г.


Начало внедрения в управление перевозочным процессом информационных систем.

Автоматизированный диспетчерский центр управления перевозками (АДЦУ)


2000-е годы


Переход от информационных к информационно-управляющим системам.

Центр управления перевозками (ЦУП МПС России)


2010-е годы


Переход к интеллектуальным системам железнодорожного транспорта.

ДЦУП Южно-Уральской железной дороги