16
955
3006744

Совмещенная автомобильная и железная дорога

Совмещенная (автомобильная и железная) дорога Адлер – станция горноклиматического курорта «Альпика-Сервис» (пос. Красная Поляна) является основной транспортной артерией Олимпиады-2014 и улучшает инфраструктуру региона, соединившись развязками с федеральной трассой М-27. Новая дорога Адлер – Красная Поляна проложена преимущественно по левому берегу реки Мзымты. Проектировщики учли все особенности природного ландшафта и проложили железную и автомобильную дороги параллельно. Здесь построено 12 тоннелей общей протяженностью более 30 километров и возведено более 50 мостов. Благодаря такому решению, новая трасса соединила Адлер с конечной станцией «Альпика-Сервис» практически по прямой. Протяженность совмещенной дороги составила 48,2 км.

Ежегодно издательства New Civil Engineer и Ground Engineering в партнерстве с Мировой тоннельной ассоциацией проводят конкурс International Tunneling Awards (Международные Тоннельные Награждения).

Победителем конкурса 2011 года в номинации Главный тоннельный проект года признан проект строительства тоннелей на совмещенной (автомобильной и железной) дороги Адлер – горноклиматический курорт Альпика Сервис.


Планируемая пропускная способность железной дороги Адлер – Красная Поляна – 6 пар поездов в час. Составы на этом участке идут со скоростью до 160 км/ч. Позиционирование поездов осуществляется при помощи спутниковой системы навигации ГЛОНАСС.

На дороге, соединяющей населенные пункты Ахштырь и Эсто-Садок, возводено 6 железнодорожных и 3 автодорожных тоннеля, 3 сервисно-эвакуационные штольни. Работы по их прокладке проводились как горным способом (с использованием проходческих комбайнов), так и щитовым способом (с применением тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК).

ТПМК – это механизм длиной более 80 м. Использование щита исключает необходимость многих подготовительных работ. Комплекс не только разрабатывает породу, но и монтирует обделку, оставляя за собой готовый тоннель. Это позволяет довести скорость проходки до 300-400 м в месяц. То есть при использовании щита проходка тоннеля ускоряется примерно в 10 раз по сравнению с горным комбайном. Технология щита полностью механизирована. В центре управления на мониторах отображается необходимая техническая информация.



июль 2012 г.


июль 2012 г.


Наряду с тоннельными комплексами здесь проложено 10,8 км железной дороги и возведено 22 железнодорожных моста общей протяженностью почти 11,4 км. Кроме того, на своем участке «СК МОСТ» проложил более 11,5 км автомобильной дороги и построил 24 автомобильных моста общей протяженностью около 9 км.

Согласно графику строительства, утвержденному комиссией Международного Олимпийского Комитета (МОК), новая трасса построена за пять лет.


Тоннельный комплекс № 1

Первый тоннельный комплекс проложен вблизи посёлка Ахштырь Адлерского района города Сочи (14,7 – 17,2 км Олимпийской трассы). Начало строительства – I квартал 2009 г., окончание строительства – II квартал 2013 г. Тоннельный комплекс состоит из железнодорожного тоннеля, штольни и автодорожного тоннеля. 


Длина проходки: железнодорожного тоннеля составляет 2459 м, штольни – 2330 м, автодорожного тоннеля – 2292 м.

Проходка автодорожного и железнодорожного тоннелей осуществлена с применением горнопроходческих комбайнов (горный способ), проходка штольни – с применением ТПМК (Lovat RME 232 SE диаметром 5,6 м).

Проходка железнодорожного тоннеля тоннельного комплекса №1 завершена в мае 2011 г. Проходка штольни - в мае 2010 г. Проходка автодорожного тоннеля - в апреле 2011 г.



июль 2012 г.


Железнодорожный тоннель № 2

Однопутный железнодорожный тоннель №2 находится на 23-м км трассы Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис».

Это самый короткий мысовой тоннель протяженностью 121 м, который прокладывался для железнодорожного транспорта. Автомобильная дорога здесь огибает мыс и переходит на правый берег реки Мзымта по эстакаде.

Проходка тоннеля велась горным способом, завершена в июле 2010 г.(33-й км).




июль 2012 г.


Тоннельный комплекс № 3

Третий тоннельный комплекс расположен на участке с 23 по 28 км трассы Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис».

Тоннельный комплекс №3 – самый протяженный на трассе, его длина составляет 4571 м, автодорожного тоннеля – 3200 м. Этот комплекс совмещенной дороги стал уникальным по мощности используемой тоннелепроходческой техники в истории российского тоннелестроения.

Сервисно-эвакуационная штольня протяженностью 5853 м состоит из двух подземных выработок: первая (3208 м) необходима для обслуживания автодорожного тоннеля, вторая (2645 м) – для эксплуатации железнодорожного тоннеля.

Из-за сложных геологических условий при проходке подземных выработок третьего тоннельного комплекса использовались ТПМК и горные комбайны.

Для проходки автодорожного тоннеля использовался ТПМК Herrenknecht 13210 HART (диаметр 13,2 м).  

 

Строительство железнодорожного тоннеля осуществлено с помощью ТПМК Lovat RM 394 DS (диаметр 10,2 м), который двигался от южного портала тоннельного комплекса, и горного комбайна, который работал с северной стороны тоннеля. Решение о встречной разработке забоя было принято после детального изучения геологической картины участка, которое показало, что в зоне строительства тоннеля существуют обширные зоны разломов неустойчивых пород. Согласно принятой стратегии проходки, горный комбайн должен был первым пройти разломы, расположенные на расстоянии 250 м от северного портала железнодорожного тоннеля.

Проходка сервисно-эвакуационной штольни велась одновременно со стороны южного и северного порталов. С южной стороны работы были начаты в марте 2010 г., проходка велась с помощью ТПМК Lovat RME 243 DS (диаметр 6,2 м). Первая очередь была сдана 1 марта 2011 г. В процессе проходки строители столкнулись с горными разломами и вынуждены были применять спецспособы по продвижению машины в сложных горно-геологических условиях. Вторая очередь штольни разрабатывалась с помощью тоннелепроходческого щита Lovat RME 232 SE (диаметром 5,6 м), который двигается со стороны северного портала. Проходка штольни длиной 2630 м с этой стороны была завершена в августе 2011 г.  

Каждый из трех тоннелей строился самым передовым на сегодня щитовым методом. Для этого на площадке использовались щиты диаметрами 6, 10 и 13 метров. В работе были задействованы сразу 6 тоннелепроходческих комплексов канадского и немецкого производства.

 Строительные материалы для обделки щита произведены в Сочи. Завод высокоточной тоннельной обделки не имеет аналогов в Европе по объему производства сборного железобетона. 

июль 2012 г.


июль 2012 г.


июль 2012 г.


Железнодорожный тоннель № 4

Железнодорожный тоннель № 4 расположен на 36-м км трассы Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис».

Начало строительства – III квартал 2009 г., окончание строительства – III квартал 2011 г.

Проходка тоннеля протяженностью 449 м велась горным способом с применением буровзрывных работ. В октябре 2010 г. строителями была завершена проходка верхней (калоттной) части тоннеля. В январе 2011 г. проходка тоннеля ( 36-й км) была завершена полностью.


июль 2012 г.


Тоннельный комплекс № 5

Пятый тоннельный комплекс расположен на участке 39,9 – 42,7 км трассы Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис», рядом со станцией Эсто-Садок. Начало строительства – II квартал 2009 г., окончание строительства – III квартал 2012 г. 

Комплекс состоит из трех тоннелей: автодорожного, железнодорожного и сервисно-эвакуационной штольни .

Автодорожный тоннель прокладывался с применением горнопроходческих комбайнов. Проходка началась в октябре 2009 г. Чтобы ускорить темпы работы, проходка верхней (калоттной) части тоннеля велась одновременно из четырех забоев (со стороны северного и южного порталов, а также из двух дополнительных забоев, организованных через эвакуационно-вентиляционную штольню). Сбойка верхней (калоттной) части автодорожного тоннеля состоялась в мае 2011 года. Проходка нижней (штроссовой) части тоннеля была закончена в конце 2011 года. Полное завершение работ по проходке длиной 1332 м состоялось в декабре 2011 года.

Условия проходки автодорожного тоннеля были сложными, работы велись в слабых породах, которые затрудняют продвижение горнопроходческой техники (черные угольные сланцы, зеленые порфириты и четвертичные отложения). Чтобы обеспечить безопасность работ, не допустить вывалов и обрушений породы во время проходки, специалистам пришлось применять специальные методы закрепления неустойчивых грунтов (Jet Grouting, Symmetrix и др.). Суть технологии Jet Grouting состоит в том, что специальной буровой установкой по всему сечению забоя бурятся горизонтальные скважины длиной 12-15 м. В эти скважины под высоким давлением нагнетается цементный раствор, который, застывая, делает породу более устойчивой – в ней горный комбайн может работать в привычном режиме.

Для проходки штольни использовался ТПМК Lovat RME 167 SE (диаметр 3,9 м). Работы начались в июле 2009 г. с южного портала, проходка на полное сечение была закончена в июле 2010 г.

Железнодорожный тоннель пятого тоннельного комплекса прокладывался с применением ТПМК Herrenknecht-10690 (диаметр 10,6 м). Работы по сооружению тоннеля начались в апреле 2010 г. Проходка тоннеля длиной 2842 м на полное сечение была завершена в феврале 2011 г. 


июль 2012 г.


Железнодорожный тоннель № 6

Двухпутный железнодорожный тоннель № 6 расположен на 45-м км трассы Адлер – горноклиматический курорт «Альпика-Сервис».

Начало строительства – II квартал 2009 г., окончание строительства – III квартал 2011 г. 

Проходка тоннеля длиной 407 м осуществлялась в сложных инженерно-геологических условиях с использованием современных горнопроходческих комбайнов и тоннельных экскаваторов. Работы по проходке каллотной (верхней) части завершены в октябре 2010 года, а по проходке штроссовой (нижней) части в мае 2011 года.

В августе 2010 г. компания «БТС-Гидрострой», входящая в группу компаний «СК МОСТ», начала работы по устройству постоянной обделки тоннеля, которые завершила в августе 2011 г.

Из-за неоднородного состава слабых горных пород на участке сооружения самого северного тоннеля совмещенной автомобильной и железной дороги Адлер — «Альпика-Сервис» использовался специальный метод закрепления грунта — джет граутинг (jet grouting). 


июль 2012 г.