16
955
3006744

История флагов ведомства путей сообщения

Появление первого флага ведомства путей сообщения связано с созданием особой команды для охраны купеческих судов, плававших по Волге и по впадающим в нее рекам: Оке, Суре, Каме и Вятке.

2 октября 1829 года император Николай 1 утвердил положение о 2-м полубатальоне военно-рабочего батальона №9, которому поручалась охрана купеческих судов. Полубатальону, состоявшему из трех рот, передали 18 судов. На каждом судне было установлено артиллерийское орудие. Данные суда назывались гардкоутами. Гардкоутская команда формировалась из служащих военно-морского ведомства. Всего в её составе было 19 офицеров и 308 нижних чинов.

Особая команда была передана в ведение Главного управления путей сообщения и подчинялась начальнику 3-го округа путей сообщения, на территории которого располагалась. Для каждой роты был определен район плавания.

Начальнику округа поручалось с разрешения Главноуправляющего путями сообщения строить новые суда взамен пришедших в негодность «по вольному подряду» стоимостью не более 900 рублей за судно. В связи с появлением в составе Главного управления путей сообщения целой флотилии вооруженных судов возник вопрос о флаге, который полагалось иметь каждому гражданскому или военному судну.

15 января 1830 года император Николай I подписал указ «Его Королевскому Высочеству Главноуправляющему путями сообщения Герцогу Александру Виртембергскому» об утверждении флага для судов ведомства путей сообщения. Указ устанавливал для всех судов ведомства путей сообщения «флаг с изображением зеленого Андреевского креста на белом поле». Данный флаг поднимался на корме гардкоутов. Яхтам полагался такой же флаг, но меньшего размера. Очевидно, выбор флага был связан с тем, что в это время большинство судов ведомства путей сообщения было военными, да и само ведомство находилось на военном положении. Торговые суда, принадлежавшие Российской империи, ходили под сине-бело-красным флагом, введенным императором Петром I.

В 1846 году Департамент железных дорог Главного управления путей сообщения и публичных зданий направил начальникам Северной и Южной дирекций Петербурго-Московской железной дороги копию «Высочайше утвержденного в 15 день января рисунка флага путей сообщения, каковой Государю Императору благоугодно было повелеть, иметь на пассажирских зданиях Санкт-Петербурго-Московской железной дороги». На копии была надпись «Государь Император изволил видеть. Петергоф. 27 июня 1846 года. Главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий генерал-адъютант Граф Клейнмихель».

В 1864 году Главное управления путей сообщения и публичных зданий получило статус гражданского ведомства, гардкоутский экипаж расформировали. Встал вопрос о новом флаге ведомства путей сообщения. Он был разработан на основе флага для торговых судов, введенного императором Петром I. 28 сентября 1870 года император Александр II утвердил рисунок флага судов ведомства путей сообщения, а 6 ноября того же года министр путей сообщения В.А. Бобринский издал приказ №87, в котором объявлял «для сведения и надлежащего исполнения приказ генерал-адмирала от 10 октября 1870 г. с новым рисунком флага судов ведомства путей сообщения. Высочайше утвержденным в 28 день минувшего сентября». Новый флаг представлял собой полотно из равновеликих белой, синей и красной полос. В левом углу белой полосы были расположенные крест-накрест топор и якорь. Документов о размещении данного флага на зданиях Министерства путей сообщения не обнаружено. Возможно, для украшения домов министерства в торжественных случаях использовался флаг, рисунок которого император Александр II утвердил в 1858 году: три полосы одинакового размера: верхняя – черная, средняя – желтая (или золотая), нижняя – белая (или серебряная). Этот флаг появился в результате заключения генерала Языкова, которому было поручено исследование «О русском государственном цвете». Генерал Языков пришел к выводу, что «...наши национальные цвета: черный, оранжевый (золотой), белый (серебряный)». В указе императора Александра II, подписанном и переданном «Правительствующему Сенату» 1 января 1865 года, черный, оранжевый и белый цвета именовались государственными. Однако многие считали национальным флагом России бело-сине-красный флаг. Одним из ярых его сторонников был министр путей сообщения адмирал К.Н. Посьет.

1 марта 1881 года на престол вступил император Александр III. После доклада министра путей сообщения К.Н. Посьета 2 апреля 1881 года Александр III утвердил взамен прежнего флага, «Высочайше утвержденного 28 сентября 1870 года, новый флаг ведомства путей сообщения». Флаг представлял собой белое прямоугольное полотно, в левом углу (в крыже) которого находилось изображение бело-сине-красного флага, а в правой нижней части – перекрещенные топор и якорь.


Флаг ведомства путей сообщения надлежало поднимать на зданиях ведомства, станциях железных дорог в городах, парусных судах, шлюпках. Кроме этого флага, который назывался «общим флагом», был установлен «постовой флаг», представлявший собой треугольник с закругленной вершиной. Две трети треугольника занимало изображение бело-сине-красного флага, а на одной трети на белом фоне были изображены перекрещенные топор и якорь.

По распоряжению императора Александра III для разработки проекта государственного флага России была создана комиссия под председательством адмирала К.Н. Посьета. Комиссия предложила утвердить в качестве государственного флага России бело-сине-красный флаг. 28 апреля 1883 года император подписал указ «О флагах для украшения зданий в торжественных случаях», в котором было предписано использовать «исключительно русский флаг, состоящий из трех полос: верхней белого, средней синего и нижней – красного цветов...».

В 1896 году Николай II образовал «Особое совещание для выяснения вопросов о русских национальных цветах». Комиссия пришла к выводу, что русскими цветами являются черный, означающий величие и могущество державы, желтый – преемственность христианской православной религии, белый – честность и бескорыстное служение земле русской. Предлагалось принять в качестве национального флага прямоугольное полотнище желтого цвета с черным двуглавым коронованным тремя коронами орлом посередине. Соответственно, на флаге МПС в крыже рекомендовалось разместить вместо бело-сине-красных полос желтое поле с черным орлом. Однако в 1898 году в «Собрании Узаконений и распоряжений правительств» №47 было опубликовано следующее постановление: «Государь император по докладу Его императорского величества главного начальника Флота и Морского ведомства 29 апреля 1896 года Высочайше соизволил на признание во всех случаях бело-сине-красного флага национальным».

17 марта 1914 года по докладу морского министра император Николай II утвердил флаги для ряда должностных лиц ведомства путей сообщения: министра путей сообщения, товарища министра путей сообщения, начальника Управления внутренних водных путей и шоссейных дорог, начальника округа путей сообщения, управляющего отделом (или старшего инспектора) Управления водных путей и шоссейных дорог, помощника начальника округа путей сообщения и окружного инспектора судоходства. Эти флаги поднимались на судах Министерства путей сообщения в пределах рек и озер, находившихся в ведении министерства, если на судах присутствовали перечисленные лица.

Флаг министра путей сообщения представлял собой белое прямоугольное полотно с изображением топора и якоря синего цвета.


Флаг товарища министра путей сообщения отличался от флага министра тем, что наверху и внизу имелась кайма синего цвета.

На флаге начальника Управления внутренних водных путей и шоссейных дорог была кайма красного цвета.

Флаг начальника округа путей сообщения представлял собой прямоугольное полотнище белого цвета с треугольным вырезом в вольной части с изображением топора и якоря синего цвета. Флаг управляющего отделом отличался от флага начальника округа каймой синего цвета, а флаг помощника начальника округа и окружного инспектора имел кайму красного цвета.

После Октябрьской революции 1917 года вся символика Российской империи была упразднена. Народный комиссариат путей сообщения не имел своего общего ведомственного флага.

По Положению о НКПС от 28 июля 1921 года на Наркомат путей сообщения возлагалось управление речным и морским транспортом. В 1924 году Постановлением Президиума ЦИК СССР были утверждены кормовой флаг судов и флаг Управления внутренних водных путей, флаг народного комиссара путей сообщения, флаг Центрального управления внутренним водным транспортом, флаг начальника Управления морским транспортом, вымпелы начальника Управления бассейном внутренних водных путей и судоходного надзора. Флаги поднимались на судах во время служебных поездок вышеуказанных лиц. В случае одновременного присутствия на судне нескольких вышеуказанных лиц поднимался флаг старшего по должности.

Флаг народного комиссара путей сообщения представлял собой прямоугольное полотно красного цвета с белым прямоугольником посередине, внутри которого были размещены перекрещенные топор и якорь красного цвета.

Постановлением ЦИК и Совета народных комиссаров от 13 июня 1927 года на народного комиссара путей сообщения было возложено утверждение новых флагов и вымпелов всех судов и установление порядка пользования ими.

В 1931 году из состава НКПС выделились в самостоятельные ведомства морской и речной транспорт, Управление шоссейных дорог. НКПС стал управлять только железнодорожным транспортом.

15 августа 1980 года Президиум Верховного совета СССР принял указ, который разрешал государственным и общественным организациям и должностным лицам иметь флаги и вымпелы, являющиеся их символами. Министерство путей сообщения в советское время не воспользовалось этим правом. В соответствии с Положением о Государственном флаге СССР на зданиях МПС дни государственных праздников поднимали Государственный флаг СССР.

22 августа 1991 года Верховный совет РСФСР постановил «считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих горизонтальной белой, лазоревой и алой полос – официальным Национальным флагом Российской Федерации».

После распада СССР Указом Президента РФ в 1993 году бело-сине-красный флаг был объявлен государственным флагом. В 2000 году был принят Федеральный конституционный закон, устанавливающий бело-сине-красный флаг в качестве Государственного флага Российской Федерации.

При подготовке к празднованию 130-летия образования МПС руководство министерства обратилось к Правительству РФ с предложением об установлении флага МПС.

10 июля 1995 года Правительство РФ приняло соответствующее постановление №695 и поручило МПС по согласовании с Государственной герольдией при Президенте РФ утвердить описание флага, его рисунок и Положение о нём. Для разработки рисунка флага МПС была создана специальная комиссия, которой поручили провести конкурс на лучший проект флага. На конкурсе победил проект, представленный главным редактором журнала «Железнодорожное дело» В.И. Волковым и его дочерью – художницей Е.В. Волковой.

27 июля 1995 года министр путей сообщения Г.М. Фадеев своим приказом №12Ц утвердил Положение о флаге министерства, описание флага и его рисунок. Флаг представлял собой прямоугольное полотнище белого цвета с отношением ширины флага к его длине 2:3. В верхней левой четверти полотна находилось изображение трехцветного Государственного флага Российской Федерации, а в правом нижнем углу – золотистого цвета эмблема железнодорожного транспорта в виде окрыленного колеса и расположенных под ним перекрещенных гаечного ключа и молотка.9 марта 2004 года Указом Президента РФ Министерство путей сообщения было упразднено. В этот же день было образовано Министерство транспорта и связи, в мае 2004 года преобразованное в Министерство транспорта, на которое возложили выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере всех видов транспорта: гражданской авиации, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического и промышленного транспорта, дорожного хозяйства. Новое Министерство транспорта было образовано на базе прежнего Министерства транспорта, которое существовало до 9 мая 2004 года, поэтому было принято решение сохранить флаг, утвержденный для Министерства транспорта постановлением Правительства РФ от 19 июля 2002 года №545 «Об учреждении эмблемы и флага Министерства транспорта Российской Федерации».

        Флаг Министерства транспорта представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета. В крыже расположено изображение Государственного флага Российской Федерации. В правой нижней части полотна - цветное изображение эмблемы Министерства транспорта: золотого, увенчанного тремя объединенными лентой коронами двуглавого орла, поддерживающего лапами расположенный на его груди круглый щит в виде голубого земного шара с золотистыми параллелями и меридианами, наложенной на него серебряной розой ветров, с двух сторон которой изображены крылья.

В составе министерства для выполнения функции по реализации государственной политики, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта было создано Федеральное агентство железнодорожного транспорта.

24 марта 2006 года Правительство приняло постановление №162, которое признавало утратившим силу постановление Правительства РФ от 10 июля 1995 года №695 «Об учреждении флага Министерства путей сообщения Российской Федерации», учреждало флаг Федерального агентства железнодорожного транспорта и утверждало Положение о флаге агентства, его описание и рисунок. Флаг Федерального агентства железнодорожного транспорта представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета, повторяющего цвет флага Министерства транспорта РФ, указывающего на принадлежность агентства к министерству. На верхней и нижней кромке флага расположена полоса зеленого цвета в 1/8 ширины полотнища. В крыже расположено изображение Государственного флага Российской Федерации. В правой нижней части полотнища – цветное изображение эмблемы Федерального агентства железнодорожного транспорта. Ширина полотнища флага составляет 2/3 его длины. Длина и ширина изображения Государственного флага Российской Федерации составляет соответственно 1/2 длины и ширины полотнища. Высота изображения эмблемы Федерального агентства железнодорожного транспорта составляет 3/5 ширины полотнища, ширина – 1/3 его длины.

Изображение эмблемы Федерального агентства железнодорожного транспорта расположено на расстоянии 1/20 ширины полотнища от его нижнего и правого краев.

Этим же постановлением Правительства РФ была утверждена эмблема Федерального агентства железнодорожного транспорта. Эмблема Федерального агентства железнодорожного транспорта представляет собой изображение двуглавого орла с поднятыми крыльями серебристого цвета, увенчанного одной большой и двумя малыми коронами серебристого цвета, соединенными лентой серебристого цвета. В лапах орла – окрыленное железнодорожное колесо золотистого цвета. На груди орла на красном щите – всадник серебристого цвета в синем плаще на коне серебристого цвета, поражающий копьем серебристого цвета черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

1 октября 2003 года было создано открытое акционерное общество «Российские железные дороги». Распоряжением президента ОАО «РЖД» В.И.Якунина № 1867р от 7 сентября 2009 года учрежден флаг ОАО «РЖД».

Флаг представляет собой белое либо красное прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3. В центре полотнища – знак «РЖД» со сложным графическим элементом. Оборотная сторона полотнища не имеет каких-либо изображений. Полотнище флага может обрамляться бахромой и кистями серого либо серебряного цвета. 





По материалам статьи А.Л.Гольянова «История флагов ведомства путей сообщения». Сборник трудов «Страницы истории железнодорожного транспорта России» под редакцией Г.П.Закревской, Москва, 2013 г.