История флагов ведомства путей сообщения
Появление первого флага ведомства путей сообщения связано с созданием особой команды для охраны купеческих судов, плававших по Волге и по впадающим в нее рекам: Оке, Суре, Каме и Вятке.
2 октября 1829 года император Николай 1 утвердил положение о 2-м полубатальоне военно-рабочего батальона №9, которому поручалась охрана купеческих судов. Полубатальону, состоявшему из трех рот, передали 18 судов. На каждом судне было установлено артиллерийское орудие. Данные суда назывались гардкоутами. Гардкоутская команда формировалась из служащих военно-морского ведомства. Всего в её составе было 19 офицеров и 308 нижних чинов.
Особая команда была передана в ведение Главного управления путей сообщения и подчинялась начальнику 3-го округа путей сообщения, на территории которого располагалась. Для каждой роты был определен район плавания.

15 января 1830 года император Николай I подписал указ «Его Королевскому Высочеству Главноуправляющему путями сообщения Герцогу Александру Виртембергскому» об утверждении флага для судов ведомства путей сообщения. Указ устанавливал для всех судов ведомства путей сообщения «флаг с изображением зеленого Андреевского креста на белом поле». Данный флаг поднимался на корме гардкоутов. Яхтам полагался такой же флаг, но меньшего размера. Очевидно, выбор флага был связан с тем, что в это время большинство судов ведомства путей сообщения было военными, да и само ведомство находилось на военном положении. Торговые суда, принадлежавшие Российской империи, ходили под сине-бело-красным флагом, введенным императором Петром I.
В 1846 году Департамент железных дорог Главного управления путей сообщения и публичных зданий направил начальникам Северной и Южной дирекций Петербурго-Московской железной дороги копию «Высочайше утвержденного в 15 день января рисунка флага путей сообщения, каковой Государю Императору благоугодно было повелеть, иметь на пассажирских зданиях Санкт-Петербурго-Московской железной дороги». На копии была надпись «Государь Император изволил видеть. Петергоф. 27 июня 1846 года. Главноуправляющий путей сообщения и публичных зданий генерал-адъютант Граф Клейнмихель».
По распоряжению императора Александра III для разработки проекта государственного флага России была создана комиссия под председательством адмирала К.Н. Посьета. Комиссия предложила утвердить в качестве государственного флага России бело-сине-красный флаг. 28 апреля 1883 года император подписал указ «О флагах для украшения зданий в торжественных случаях», в котором было предписано использовать «исключительно русский флаг, состоящий из трех полос: верхней белого, средней синего и нижней – красного цветов...».
В 1896 году Николай II образовал «Особое совещание для выяснения вопросов о русских национальных цветах». Комиссия пришла к выводу, что русскими цветами являются черный, означающий величие и могущество державы, желтый – преемственность христианской православной религии, белый – честность и бескорыстное служение земле русской. Предлагалось принять в качестве национального флага прямоугольное полотнище желтого цвета с черным двуглавым коронованным тремя коронами орлом посередине. Соответственно, на флаге МПС в крыже рекомендовалось разместить вместо бело-сине-красных полос желтое поле с черным орлом. Однако в 1898 году в «Собрании Узаконений и распоряжений правительств» №47 было опубликовано следующее постановление: «Государь император по докладу Его императорского величества главного начальника Флота и Морского ведомства 29 апреля 1896 года Высочайше соизволил на признание во всех случаях бело-сине-красного флага национальным».
17 марта 1914 года по докладу морского министра император Николай II утвердил флаги для ряда должностных лиц ведомства путей сообщения: министра путей сообщения, товарища министра путей сообщения, начальника Управления внутренних водных путей и шоссейных дорог, начальника округа путей сообщения, управляющего отделом (или старшего инспектора) Управления водных путей и шоссейных дорог, помощника начальника округа путей сообщения и окружного инспектора судоходства. Эти флаги поднимались на судах Министерства путей сообщения в пределах рек и озер, находившихся в ведении министерства, если на судах присутствовали перечисленные лица.
Флаг министра путей сообщения представлял собой белое прямоугольное полотно с изображением топора и якоря синего цвета.
Флаг товарища министра путей сообщения отличался от флага министра тем, что наверху и внизу имелась кайма синего цвета.
На флаге начальника Управления внутренних водных путей и шоссейных дорог была кайма красного цвета.
Флаг начальника округа путей сообщения представлял собой прямоугольное полотнище белого цвета с треугольным вырезом в вольной части с изображением топора и якоря синего цвета. Флаг управляющего отделом отличался от флага начальника округа каймой синего цвета, а флаг помощника начальника округа и окружного инспектора имел кайму красного цвета.
После Октябрьской революции 1917 года вся символика Российской империи была упразднена. Народный комиссариат путей сообщения не имел своего общего ведомственного флага.
Флаг народного комиссара путей сообщения представлял собой прямоугольное полотно красного цвета с белым прямоугольником посередине, внутри которого были размещены перекрещенные топор и якорь красного цвета.
Постановлением ЦИК и Совета народных комиссаров от 13 июня 1927 года на народного комиссара путей сообщения было возложено утверждение новых флагов и вымпелов всех судов и установление порядка пользования ими.
В 1931 году из состава НКПС выделились в самостоятельные ведомства морской и речной транспорт, Управление шоссейных дорог. НКПС стал управлять только железнодорожным транспортом.
15 августа 1980 года Президиум Верховного совета СССР принял указ, который разрешал государственным и общественным организациям и должностным лицам иметь флаги и вымпелы, являющиеся их символами. Министерство путей сообщения в советское время не воспользовалось этим правом. В соответствии с Положением о Государственном флаге СССР на зданиях МПС дни государственных праздников поднимали Государственный флаг СССР.
22 августа 1991 года Верховный совет РСФСР постановил «считать исторический флаг России – полотнище из равновеликих горизонтальной белой, лазоревой и алой полос – официальным Национальным флагом Российской Федерации».
После распада СССР Указом Президента РФ в 1993 году бело-сине-красный флаг был объявлен государственным флагом. В 2000 году был принят Федеральный конституционный закон, устанавливающий бело-сине-красный флаг в качестве Государственного флага Российской Федерации.
При подготовке к празднованию 130-летия образования МПС руководство министерства обратилось к Правительству РФ с предложением об установлении флага МПС.
10 июля 1995 года Правительство РФ приняло соответствующее постановление №695 и поручило МПС по согласовании с Государственной герольдией при Президенте РФ утвердить описание флага, его рисунок и Положение о нём. Для разработки рисунка флага МПС была создана специальная комиссия, которой поручили провести конкурс на лучший проект флага. На конкурсе победил проект, представленный главным редактором журнала «Железнодорожное дело» В.И. Волковым и его дочерью – художницей Е.В. Волковой.
Флаг Министерства транспорта представляет собой прямоугольное полотнище голубого цвета. В крыже расположено изображение Государственного флага Российской Федерации. В правой нижней части полотна - цветное изображение эмблемы Министерства транспорта: золотого, увенчанного тремя объединенными лентой коронами двуглавого орла, поддерживающего лапами расположенный на его груди круглый щит в виде голубого земного шара с золотистыми параллелями и меридианами, наложенной на него серебряной розой ветров, с двух сторон которой изображены крылья.
В составе министерства для выполнения функции по реализации государственной политики, оказания государственных услуг и управления государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта было создано Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Этим же постановлением Правительства РФ была утверждена эмблема Федерального агентства железнодорожного транспорта. Эмблема Федерального агентства железнодорожного транспорта представляет собой изображение двуглавого орла с поднятыми крыльями серебристого цвета, увенчанного одной большой и двумя малыми коронами серебристого цвета, соединенными лентой серебристого цвета. В лапах орла – окрыленное железнодорожное колесо золотистого цвета. На груди орла на красном щите – всадник серебристого цвета в синем плаще на коне серебристого цвета, поражающий копьем серебристого цвета черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
1 октября 2003 года было создано открытое акционерное общество «Российские железные дороги». Распоряжением президента ОАО «РЖД» В.И.Якунина № 1867р от 7 сентября 2009 года учрежден флаг ОАО «РЖД».
Флаг представляет собой белое либо красное прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3. В центре полотнища – знак «РЖД» со сложным графическим элементом. Оборотная сторона полотнища не имеет каких-либо изображений. Полотнище флага может обрамляться бахромой и кистями серого либо серебряного цвета.
По материалам статьи А.Л.Гольянова «История флагов ведомства путей сообщения». Сборник трудов «Страницы истории железнодорожного транспорта России» под редакцией Г.П.Закревской, Москва, 2013 г.