ПРАВИЛА ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
Правила технической эксплуатации железных дорог (ПТЭ) отражают богатую событиями историю строительства и развития железных дорог, их технической эксплуатации и технического оснащения железнодорожного транспорта в целом. Основу этого важнейшего документа, регламентирующего безопасную работу отрасли, составляют единые взаимно увязанные нормативные требования.
Как же зарождались ПТЭ? Для этого необходимо обратиться к правилам организации движения поездов по построенной в России первой магистральной железной дороге. Первый поезд из Петербурга в Москву проследовал по вновь построенной Санкт-Петербурго-Московской, позднее переименованной в Николаевскую, железной дороге 18 августа
Однако специальных изданий ПТЭ до конца ХIХ века в исторических источниках не обнаружено. Как видно из материалов Государственного архива, требования безопасной эксплуатации железных дорог постоянно излагались в постановлениях, распоряжениях, указаниях Министерства путей сообщения, в циркулярах техническо-инспекторского комитета железных дорог. Такие постановления издавались и отдельными сборниками, печатались в журнале МПС (ныне «Железнодорожный транспорт»), Вестнике МПС, Указаниях правительственных распоряжений по МПС.
Вопросы технической эксплуатации нашли отражение и в уставах железных дорог. В
Так, в
В
Созданию первых Правил технической эксплуатации железных дорог России предшествовало введение ряда нормативных документов в области технической эксплуатации железных дорог.
В
Приказы МПС, изданные до
Впервые Правила технической эксплуатации железных дорог, открытых для общего пользования, были введены постановлением министра путей сообщения России генерал-адъютанта К.Н. Посьета № 5900 от 27 июня
- На основании статьи 166 Общего Устава Российских железных дорог и пункта 20 приложения к статье 180 того же Устава всем казенным и частным паровозным железным дорогам общего пользования принять таковые Правила к руководству и исполнению через шесть месяцев со дня опубликования взамен соответствующих Правил 1883 и 1891 годов».
В постановлении министра было также сказано, что эти Правила вводятся взамен соответствующих положений. При этом уточнено, что «Положение о сигналах», введенное постановлением министра путей сообщения № 42 от 31 января
В
В
В
- Общий Устав Российских железных дорог. Особые условия, правила и положения о перевозках.
- Тарифные и коммерческие узаконения. Вопросы хозяйственных и внутренних порядков на дорогах.
- Технические условия строительства дорог, ремонт пути и зданий, тяга, подвижной состав, движение поездов, положение о сигналах, положение о телеграфе, учебно-воспитательные и благотворительные учреждения.
Так, уже в те годы в связи с подъемом железнодорожного строительства в России и накопленным на железных дорогах опытом назрела необходимость в подготовке и утверждении единых правил технической эксплуатации железных дорог, открытых для общего пользования.
К моменту создания Правил уже были разработаны и опубликованы «Правила содержания и охранения паровозных железных дорог, открытых для общего пользования», «Положение по сигналам», «Правила по службе подвижного состава и тяга», «Временные положения по заведыванию эксплуатацией железных дорог». Общий свод Правил по службе движения, пути, подвижного состава и тяги был издан в
- Общие основания для технической эксплуатации железных дорог - 2 главы.
- Содержание и охранение пути и сооружений - 5 глав.
- Содержание подвижного состава и пользование им - 3 главы.
- Движение поездов - 7глав.
В этих Правилах были означены только три службы: пути, подвижного состава и движения. Для каждой железной дороги издавались свои Правила технической эксплуатации. В
Большое внимание уделялось разработке основных руководящих и нормативных документов на железнодорожном транспорте уже в первые годы советской власти. В
Следует отметить, что структура Правил в основном осталась прежней, как и в ПТЭ, которые действовали до
Структура ПТЭ
Необходимо отметить, что в данных ПТЭ четко установлены требования к ширине колеи, которая должна быть
Отмечено, что локомотивы являются основной двигательной силой железнодорожного транспорта, обеспечивающей ведение поездов по графику. И уже здесь локомотивы делятся на паровозы, электровозы, тепловозы и по роду обслуживания поездов: пассажирские, товарные и смешанные.
Кроме того, установлены требования к путевой и станционной автоматической и полуавтоматической блокировке, электрической системе, диспетчерской централизации, централизации стрелок и сигналов, к связи и линиям связи, контактной сети на электрифицированных участках.
Модернизация железнодорожного транспорта требовала кадров, способных освоить и использовать новую технику с соблюдением всех установленных к ней требований. В связи с этим в ПТЭ был введен новый - четвертый раздел - прием на работу и техническая проверка знаний работников железнодорожного транспорта.
Во время Великой Отечественной войны, когда железнодорожный транспорт осуществлял основную массу перевозок, Правила технической эксплуатации железных дорог, утвержденные в
19 марта
И особо необходимо отметить ПТЭ, утвержденные 5 ноября
В целях повышения устойчивости подвижного состава при движении на прямых участках пути, особенно при повышении скоростей, и уменьшения износа рельсов и колесных пар был изменен один из важнейших нормативных параметров железнодорожного транспорта - ширина рельсовой колеи: вместо действующей нормы
Изменению ширины рельсовой колеи предшествовали многолетние научные исследования и наблюдения в эксплуатационных условиях, проведенные на железных дорогах сети. Они полностью подтвердили, что сужение колеи благотворно действует на состояние верхнего строения пути и подвижного состава.
Повышены требования к техническому оснащению участков, оборудованных автоматической блокировкой, которые должны обязательно оборудоваться автоматической локомотивной сигнализацией, а главные пути станций, а также боковые пути, по которым предусматривается безостановочный пропуск поездов со скоростью более
Из перечня средств сигнализации и связи при движении поездов исключена - как устаревший способ - телеграфная связь и в то же время предусмотрена возможность организации движения поездов по сигналам локомотивных светофоров при следовании по неправильному пути в период производства ремонтных и строительных работ в «окно». Включено требование об оборудовании устройств автоматической локомотивной сигнализации автостопом с устройством контроля скорости движения поездов.
В целях повышения устойчивости и надежности действия всех устройств сигнализации, централизации и блокировки включено требование к устройствам энергоснабжения, которые должны обеспечивать надежное энергопитание устройств СЦБ как энергоприемников 1-й категории. Кроме того, введенные нормативы по обеспечению постоянства напряжения переменного тока, подаваемого на устройства СЦБ, позволили повысить требования к видимости основных сигнальных огней светофоров - до
С учетом возрастающих размеров и скоростей движения на линиях с новыми видами тяги и необходимости более оперативного регулирования движения поездов установлены требования к устройствам поездной радиосвязи и об оборудовании ею всех участков с электрической и тепловозной тягой.
Введено новое требование к порядку формирования пассажирских поездов: поезда дальнего и местного сообщения должны формироваться из цельнометаллических вагонов. Требование к формированию поездов из однотипных и с однотипным сцеплением вагонов исключено в связи с тем, что пассажирские вагоны устаревшего типа (двух-, трехосные и др.) были изъяты из парка. Винтовое сцепление на пассажирских вагонах не применяется, заменено автосцепкой. Грузовые вагоны в пассажирские поезда могут быть поставлены в порядке исключения и только четырехосные. Исключена категория поезда «курьерский» в соответствии с Уставом железных дорог СССР, утвержденным в
В новой редакции ПТЭ, утвержденной министром путей сообщения СССР И.Г. Павловским 5 июля
В связи с повышением максимальных скоростей движения пассажирских поездов усилены требования к размещению станций, разъездов и обгонных пунктов в плане. Введены требования к рельсам, которые на главных путях по мощности и состоянию должны соответствовать условиям эксплуатации (грузонапряженности, нагрузкам и скоростям движения поездов), изложены конкретные предельные нормативы износа головки рельсов в зависимости от их типа и допускаемой скорости движения.
Предусмотрено оборудование участков специальными устройствами для автоматического бесконтактного выявления перегрева букс в проходящих поездах и передачи об этом соответствующей информации машинисту локомотива и на впереди лежащую станцию. Усилено требование к сохранению габаритных размеров при ремонте пути и платформ; при этом запрещено изменять расстояние от оси пути до края платформы. Из перечня сигнальных приборов, применяемых на железнодорожном транспорте, исключены семафоры.
В целях увеличения пропускной способности участков разрешена установка светофоров с левой стороны по направлению движения при отсутствии габаритного расстояния для установки их с правой стороны. Разрешено для отправления поездов с путей, не имеющих достаточной длины, когда голова поезда находится за выходным светофором, устанавливать на обратной стороне сигнала повторительную головку светофора. Повышены требования к устройствам автоматической и полуавтоматической блокировки, которые не должны допускать самопроизвольного закрытия светофора при переходе с основного питания на резервное и обратно. Время перехода не должно превышать 1,3 с.
Впервые предусматривается автоматическая локомотивная сигнализация, применяемая как самостоятельное средство сигнализации и связи. Дополнено, что при движении поездов только по показаниям локомотивных светофоров эти светофоры должны давать показания в зависимости от занятости и свободности впереди лежащих блок-участков. Наряду с главными путями путевыми устройствами автоматической локомотивной сигнализации должны оборудоваться и приемо-отправочные пути, по которым предусматривается безостановочный пропуск поездов со скоростью
В Правилах учтено применение поездной радиосвязи на всех участках железных дорог, а также введение информационной связи и передачи данных в вычислительные центры дорог и МПС. Установлено, что энергодиспетчерская связь должна быть не только на электрифицированных, но и на всех участках с интенсивным движением поездов, оборудованных автоблокировкой.
Дополнены требования к сооружениям и устройствам электроснабжения. Для обеспечения безопасной работы устройств СЦБ и переездной сигнализации в случае отключения питания переменного тока предусмотрено поддержание в постоянной готовности аккумуляторного резервного источника питания при его наличии.
Установлены конкретные допустимые нормы износа колесных пар в зависимости от скорости движения поездов. Четко изложено, что при величине ползуна 2-
Для сокращения времени формирования поездов и ликвидации задержек при отправлении конкретно установлено предельное несоответствие между продольными осями автосцепок вагонов в грузовом поезде не более
Дополнительно было установлено, что локомотивы, занятые на поездной работе, должны эксплуатироваться в пределах участков обращения, что должно способствовать улучшению технического состояния локомотивного парка.
В целях улучшения использования приемо-отправочных путей Правилами было разрешено разделять путь маршрутным светофором на два участка, на которые могут приниматься моторвагонные поезда. Для этого на входном (маршрутном) светофоре предусматривалась установка специального сигнала, показания которого должны быть зависимы от показаний маршрутного светофора, разделяющего путь приема.
Установлен новый порядок навешивания и снятия сигнальных приборов в хвосте грузовых поездов, при этом техническое обслуживание, навешивание и снятие сигнальных приборов должны производить работниками службы вагонного хозяйства. Установлен единый порядок осигнализирования хвоста грузовых и грузопассажирских поездов - днем и ночью хвост поезда обозначается красным диском со светоотражателем.
В этих ПТЭ в соответствии с новым ГОСТом была изменена нумерация, вместо параграфов введены пункты. В январе
В связи с развитием скоростного движения на основных направлениях железных дорог, в частности на линии Ленинград - Москва, в ПТЭ впервые была введена высшая по старшинству категория поездов - пассажирские скоростные поезда. Дополнено, что сооружения и устройства должны соответствовать требованиям, обеспечивающим пропуск поездов с наибольшими установленными скоростями: рефрижераторных -
26 апреля
В частности, широкие возможности предусмотрены для АЛС в качестве не только дополнительного устройства, повышающего безопасность движения поездов, но и средства сигнализации и связи по движению поездов, при котором поезда на перегоне следуют по сигналам локомотивных светофоров. Введена при этом и единая сигнализация, при которой разрешающее показание выходного светофора дополняется лунно-белым огнем, который указывает на следование по сигналам локомотивных светофоров. Все технические средства, которыми оборудуются локомотивы и моторвагонные поезда для повышения безопасности движения, объединены под общим названием - устройства безопасности, которые машинисту поезда запрещается при их исправном действии отключать или вмешиваться в их работу.
Продолжена работа по совершенствованию нормативных требований к организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов, переработана и 19 июля
Так, приказом МПС России № 7Ц от 24.04.1995 г. было исключено требование о наличии на локомотивах и пассажирских вагонах знаков «Государственный герб» и «знак МПС» и введен единый знак «Технический знак Российских железных дорог», а также внесено уточнение, что сокращенное опробование автотормозов в грузовых поездах после стоянки поезда более 30 мин производится, если имеются осмотрщики вагонов или работники, обученные выполнению операций по опробованию автотормозов, и на которых эти обязанности возложены.
Полностью включены в ПТЭ требования, установленные последующими приказами МПС России:
|
|
|
|
|
|
|
|
Введено требование об обязательной сертификации устройств, механизмов и оборудования, подвижного состава и специального самоходного подвижного состава, о соблюдении метрологических правил, норм и требований стандартов. Дополнены требования по внедряемым системам диспетчерского контроля, телеуправления стрелками и светофорами прилегающих станций, устройствам безопасности, устройствам для предупреждения самопроизвольного выхода подвижного состава на маршруты следования поездов.
Уточнены действия работников, связанных с движением поездов - дежурных по станциям, поездных диспетчеров, машинистов при обслуживании локомотивов в «одно лицо», с выполнением при этом операций по прицепке, отцепке локомотива, опробованию тормозов и выдаче справки при сокращенном опробовании тормозов.
Так, уже после введения в действие новых ПТЭ с 1 июня
Итак, заканчивая этот небольшой исторический обзор взаимосвязи строительства и развития железных дорог в России и разработки нормативно-технической базы, следует отметить, что Правила технической эксплуатации железных дорог устанавливают единые принципы организации движения поездов при соблюдении предельных размеров железнодорожного пути, приближения строений, подвижного состава и их содержания в эксплуатации. Их требования постоянно совершенствовались по мере развития технических средств, и до настоящего времени Правила сохраняют свою значимость как основополагающий нормативный документ железнодорожного транспорта.
Произошедшие структурные изменения в отрасли, где продолжает функционировать нормативная база МПС России и которая в настоящее время обеспечивает четкую и безопасную работу железнодорожного транспорта в Российской Федерации, потребовали приведения ее в соответствие с новыми условиями государственного управления, внесения дополнительных требований, направленных на развитие технического прогресса, введение новых технических средств и инновационных технологий. Право внесения изменений в нормативные документы федеральных органов исполнительной власти (изменения, внесенные федеральным законом № 65-ФЗ от 01.05.2007 г. в статью 46 Федерального закона №184-ФЗ от 27.12.2002 г. «О техническом регулировании»), позволило Минтрансу России продолжить разработку нормативно-технических документов.
На основе принципа преемственности норм действующих Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации № ЦРБ-756, утвержденных МПС России 26.05.2000 г., разработаны и в 2010 году утверждены Правила технической эксплуатации железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Главной особенностью данного документа является установление единых требований к железнодорожному транспорту общего и необщего пользования, и не только к инфраструктуре, но и к подвижному составу. Это позволит в дальнейшем устранить барьеры, которые разделяют железнодорожный транспорт в связи с наличием особенностей содержания железнодорожных путей необщего пользования и обслуживающего их подвижного состава.