Повышение экономической эффективности основной деятельности
ЗАДАЧИ
Повышение производительности труда
Ресурсосбережение: снижение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов; экономия материальных ресурсов
Разработка и реализация научно обоснованной тарифной политики
Оптимизация расходов филиалов ОАО «РЖД»
Применение энергоэффективных технологий управления перевозочным процессом
Переход на использование высоко-экономичных средств световой сигнализации и освещения, в первую очередь, на основе светодиодной техники и интеллектуальных систем управления освещением
Совершенствование систем управ-ления энергетическими ресурсами на основе баз данных энергетических обследований, паспортизации, прибор-ного учета за расходованием энергоресурсов и бенчмаркинга
ПЛАН на 2016 г.
Подготовка программы повышения операционной эффективности и оптимизации расходов ОАО «РЖД» на 2016 год;
Мониторинг выполнения технологических мероприятий по программам по повышению производительности труда в 2016 году;
Формирование программ мероприятий, направленных на повышение эффективности производственной деятельности ОАО «РЖД» на 2017-2020 годы;
Снижение энергоемкости производственной деятельности компании к уровню 2015 года не менее чем на 0,6%;
Выполнение заданий по экономии топливно-энергетических ресурсов в соответствии с решениями протокола итогового заседания Правления ОАО «РЖД» от 16-17 декабря 2015 года;
Выполнение заданий по показателям использования топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов в соответствии с решениями протокола итогового заседания Правления ОАО «РЖД» от 16-17 декабря 2015 года;

Основными производственными ресурсами холдинга «РЖД» являются железнодорожная инфраструктура и подвижной состав. Задачи их обновления и развития лежат в основе реализации инновационной политики Холдинга, наряду с внедрением инструментов бережливого производства и высоких стандартов клиентоориентированности.
Подходы к развитию инфраструктуры основаны на применении инструментов оценки технических рисков, математического моделирования, использовании новых конструкционных решений и технологий обслуживания и ремонта. Применение данной концепции позволяет принципиально сократить расходы на создание объектов инфраструктуры с обеспечением требуемого уровня их производительности и безопасности в эксплуатации.
В основе взаимоотношений холдинга «РЖД» с производителями подвижного состава - идеология контракта жизненного цикла, включающего этапы конструирования по требованиям Компании, приобретения и сервиса на весь период эксплуатации. При этом компания становится совладельцем интеллектуальной собственности по ключевым техническим решениям, сокращает расходы на содержание подвижного состава с обеспечением гарантированного коэффициента эксплуатационной готовности техники.
Тарифная политика
Важнейшим инструментом компетенции клиентоориентированности холдинга «РЖД» является тарифная политика, устанавливающая уровень цен при реализации услуги по перевозке пассажиров и грузов – основного бизнеса компании. Этот вопрос является одним из наиболее сложных в решении и значительным по экономическим результатам.
ОАО «РЖД», являясь одной из крупнейших естественных монополий России, находится в сфере регулирования Федерального закона «О естественных монополиях» №147-ФЗ. В соответствии с указанным законом государственными органами регулирования естественных монополий применяется ценовое регулирование, осуществляемое посредством установления тарифов или их предельного уровня. Компания, в соответствии со своим Уставом, вправе вносить на рассмотрение федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов предложения по совершенствованию функционирования железнодорожного транспорта, в том числе принимать участие в подготовке соответствующих нормативных правовых и иных актов. В этом направлении ведется активная работа по научному обоснованию оптимальных уровней тарифов на перевозки. К разработке предложений в области тарифной политики привлекаются научно-исследовательские институты, консалтинговые организации, а также международные эксперты. В частности, с учетом предложений ОАО «РЖД» в 2009 году Правительством Российской Федерации было принято постановление «О государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» (№ 643 от 05.08.2009г.), а в 2010 году утверждена приказом ФСТ России Методика расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании экономически обоснованного индекса к действующему уровню тарифов, сборов и платы на грузовые железнодорожные перевозки (№ 198-т/1 от 31.08.2010г.).
Практическая реализация новых подходов к тарифному регулированию будет способствовать повышению экономической эффективности основной деятельности Компании и ее инновационному развитию.
Направления разработок в сфере тарифной политики:
- разработка предложений по совершенствованию системы тарификации железнодорожных грузовых перевозок (по оптимизации тарифных коэффициентов по классам перевозимых грузов, с учетом произошедших изменений в ценах реализуемой на внутренних товарных рынках продукции и на основе оценки доли транспортной составляющей);
- обоснование экономической целесообразности перехода к гибкому управлению тарифами в отдельных сегментах рынка грузовых перевозок;
- разработка рыночно-ориентированной системы управления тарифами на экспортные перевозки грузов;
- разработка системы гибкого управления тарифами с учетом конъюнктурных факторов, определение возможности к переходу на свободное ценообразование применительно к грузам с высокой волатильностью мировых цен;
- исследование возможности и целесообразности принятия в качестве базовой единицы тарификации массу брутто вагона (тонну брутто).