16
955
3006744

Бережливое производство в ОАО «РЖД»


                                                                                                     
  
Брошюра по бережливому производству.
                                          Положение о проведении конкурса 
                                               по бережливому производству 
                                                               в 2022 году    
                                                                
             
                                                                         

В Стратегии развития холдинга «РЖД» – 2030 клиентоориентированность, эффективность производственных процессов, постоянные улучшения, поиск путей повышения качества услуг и роста эффективности определены как ценности, с учетом которых осуществляется достижение долгосрочных целей холдинга. Сегодня эти ценности приобретают особую значимость и проходят красной нитью в принимаемых управленческих решениях. Одним из способов развития производственной системы, ориентированной на клиента и позволяющей при этом повышать внутреннюю эффективность компании, является бережливое производство.


В ОАО «РЖД» проекты бережливого производства реализуются с 2010 года и позволяют сокращать издержки за счет оптимизации процессов и совершенствования технологий.


Концепция


Отправная точка бережливого мышления – это ценность услуги по перевозке грузов или пассажиров, которая определяется только конечным потребителем – грузовладельцем или пассажиром. Так, ценность грузовой перевозки создается вплоть до выгрузки груза на станции назначения. Все действия, которые необходимо совершить, чтобы оказать перевозочную услугу, представляют собой поток создания ценности.


В большинстве потоков действия, формирующие ценность с точки зрения потребителя, составляют незначительную долю всех выполняемых действий. Работа, не создающая добавленную ценность, может в общепринятом смысле рассматриваться как потери (например, ожидание погрузки или простои в пути следования). Сокращение (устранение) потерь, представляет собой важнейший резерв для совершенствования потока создания ценности и повышения удовлетворенности клиента.



Чтобы выявить потери, необходимо определить поток создания ценности, то есть выстроить последовательность всех операций, которые выполняются в процессе перевозки. После того, как устранены лишние операции или минимизировано время на их выполнение, необходимо организовать взаимодействие между службой движения, локомотивным, путевым, связевым хозяйствами, хозяйством автоматики телемеханики, а также другими подразделениями и участниками перевозки так, чтобы поток пришел в движение, стал ритмичным и равномерным.


Потоки создания ценности, определяющие порядок организации производства, обычно выстраивают по принципу «выталкивания» или «вытягивания».



Если строить поток по принципу «выталкивания», не учитывая потребности клиента и инфраструктурные ограничения, то движение груза будет тормозиться, преодолевая барьерные места. Например, вывоз всего предъявленного к перевозке угля в адрес портов при их неспособности переработать перевезенный объем приведет к брошенным поездам, пересодержанию парка локомотивов и локомотивных бригад.


Если погрузить столько вагонов угля, сколько способны переработать порты, то поток создания ценности будет непрерывным. Благодаря этому исключаются потери в виде перепроизводства, излишних запасов, транспортировок и ожидания. Такой подход к построению потока называется «вытягивание».


Принцип «вытягивая» считается оптимальным при определении потока создания ценности в бережливом производстве, поскольку именно такая организация производства ориентирована на клиента. Как только правильно определена ценность и построен поток ее «вытягивания» потребителем, улучшения потока можно производить снова и снова, сокращая потери в технологических процессах.


Обучение бережливому производству


Обучиться бережливому производству можно в Корпоративном университете ОАО «РЖД». Развитие руководителей и специалистов по этому направлению продолжается. В Корпоративном университете РЖД проводится обучение на 4 специализированных программах, объединивших лучшие мировые практики в области обучения и опыт, накопленный в Компании при практической реализации проектов. Каждая программа обучения предназначена для решения определенной области задач по повышению эффективности процессов Компании. Обучение рассчитано на разные категории и потребности слушателей. Каскад программ включает в себя тренинги продолжительностью от 2 до 5 дней, а также электронные курсы для погружения в тематику.


Наиболее комплексное понимание методов реализации проектов бережливого производства и получения эффектов дает программа «Бережливое производство: повышение эффективности процессов». Она включает в себя электронный курс и очный тренинг продолжительностью 5 дней. Программа разработана специально для инициативных руководителей структурных подразделений ОАО «РЖД», которые стремятся повысить эффективность своего подразделения (региональной дирекции, предприятия), и участников проектных команд.


Для быстрого изучения инструментария бережливого производства запущен электронный курс «Инструменты бережливого производства» общей продолжительностью 16 академических часов. Данный курс подготовлен для руководителей и специалистов, делающих первые шаги в бережливом производстве. Слушатели узнают основные понятия и инструменты улучшения процессов, учатся выявлять потери.


Углубленное изучение практических методов проводится на программах «Картирование потока создания ценности» и «Бережливое производство: 6 сигм» общей продолжительностью 30 и 20 академических часов соответственно. На данных программах углубленно рассматриваются особенности применения самых востребованных инструментов бережливого производства по управлению качеством выходов процессов, минимизации дефектов и статистических отклонений в операционной деятельности.


Для руководителей операционного уровня и специалистов линейных предприятий Компании в ВУЗах железнодорожного транспорта проводится обучение по программе «Основы бережливого производства» в формате трехдневного тренинга. Программа сфокусирована на знаниях и умениях по улучшению операционных процессов в границах предприятия и дает базовые знания по формированию инициатив повышения эффективности работы, подходов к организации рабочих мест, эффективному использованию ресурсов.


Ежегодно более 1700 работников повышают квалификацию на корпоративных образовательных программах тематики «Бережливое производство» в Корпоративном университете РЖД и ВУЗах железнодорожного транспорта. Количество программ обучения основам бережливого производств и программ, тесно связанных с реализацией проектов, растет из года в год.



Развитие бережливого производства 


В основу развития бережливого производства в Компании был заложен комплексный подход: сформирована и реализуется Программа проектов «Бережливое производство в ОАО «РЖД», расширяется полигон внедрения проектов, разработана методологическая база, функционирует автоматизированная система проектного мониторинга (СПМ), налажена система коммуникации между участниками.


Сегодня большое внимание уделяется не только количеству, но и качеству проектов. Так, с 2016 года количество проектов сократилось более чем в 2 раза, при этом экономический эффект на один проект к 2022 году вырос более чем в 7 раз.



Бережливое производство является одним из важных направлений и из года в год набирает обороты. За цифрами и показателями стоит ежедневный труд тысяч людей, искренне преданных своему делу. 


Роль мультифункциональных проектов


В настоящее время особое внимание уделяется мультифункциональным проектам (МФП), в реализации которых участвуют структурные подразделения двух и более функциональных филиалов ОАО «РЖД», осуществляющих свою деятельность в границах одной и более железных дорог. В МФП могут также участвовать сторонние организации.


Для реализации таких проектов необходимо рассматривать цепочку технологических процессов на стыке взаимодействия хозяйств, предприятий, регионов и даже дорог, находить потери в этих процессах и предлагать решения по их устранению. Планированием, разработкой и реализацией мультифункциональных проектов занимается узловая рабочая группа (УРГ). Все сформированные предложения по МФП направляются в проектный офис железной дороги. Экономический эффект таких проектов оценивается, планируется и определяется как сумма экономических эффектов по структурным подразделениям.


В 2022 году было необходимо реализовать в каждой УРГ не менее одного МФП, обеспечив увеличение подтвержденного экономического эффекта от таких проектов на полигоне дороги суммарно не менее чем в 2 раза, с доведением его доли до 30% и более процентов от запланированной на 2022 год экономии затрат филиалов от проектов на полигоне дороги.


Эффект от улучшения сквозного процесса может исчисляться десятками и сотнями миллионов рублей, что на порядок больше, чем от функционального проекта на отдельном линейном предприятии. Поэтому количество МФП в сфере сквозных процессов планомерно увеличивается. Только за последние 3 года доля экономического эффекта от МФП в общей программе проектов выросла с 3% до 38%.



Мотивация и премирование работников

С 2016 года в Компании действует новый механизм мотивации сотрудников за реализацию экономически эффективных проектов. Дополнительное премирование работников производится исходя из годового экономического эффекта, оцененного по результатам завершения проекта. Подтвержденный годовой экономический эффект после реализации проекта распределяется в процентном соотношении. Источником для дополнительного премирования работников является часть подтвержденного экономического эффекта от выполненных проектов. Оставшаяся часть возвращается Компании в виде экономии.

Такой подход позволяет вовлекать как можно больше железнодорожников в процесс улучшений и повышать эффективность производства. С начала внедрения такого подхода размер поощрения по сети железных дрог увеличился более чем в 6 раз. По предварительной оценке сумма выделенных средств для дополнительного премирования работников за проекты 2022 года составит не менее 350 млн руб.


Кроме этого, с 2022 года у Вас есть возможность получать баллы за различные виды активной деятельности и обменивать их на путевки, сувениры, фотосессии и другие корпоративные предложения. Их перечень постоянно расширяется. Получить баллы можно за деятельность по многим направлениям, в том числе за «Повышение производственной эффективности и внедрение изменений», куда входит участие в проектах бережливого производства.


Для получения баллов бонусного пакета необходимо обратиться к работнику своего предприятия, назначенного ответственным за предоставление бонусного пакета. В дальнейшем процесс планируют автоматизировать и работник сам сможет заносить данные о своих достижениях на Сервисном портале, а также видеть, сколько баллов на его «бонусном счете».



Полный перечень нормативных документов со списком достижений, за которые начисляются баллы, а также списком корпоративных предложений по их использованию, Вы можете скачать на Сервисном портале в разделе «Нормативные документы» – «Бонусный пакет».

Система проектного мониторинга (СПМ)

В целях вовлечения работников в процесс непрерывного совершенствования в Компании задействован целый арсенал возможностей: от ежегодных конкурсов научно-технических проектов и проектов бережливого производства до развития специальных автоматизированных систем, позволяющих в ежедневном режиме накапливать, обрабатывать и реализовывать идеи работников – от простых предложений до сложных проектов. Одна из таких систем  СПМ.

СПМ – это программное обеспечение, позволяющее автоматизировать жизненный цикл проектов бережливого производства. СПМ – это полноценная база проектов бережливого производства. Внесение данных о проектах бережливого производства в СПМ является обязательным для всех подразделений. В этой системе Вы найдете паспорт проекта, график его реализации, размеры экономического эффекта, список участников, статус проекта на дату просмотра и многое другое.



Хотите ознакомиться с интересными проектами других подразделений и найти что-то близкое к своей работе? Вам – в СПМ!

 

Конкурс по бережливому производству


Конкурс по бережливому производству проводится ежегодно. В Конкурсе может принять участие любое структурное подразделение ОАО «РЖД». Для участия необходимо подготовить презентацию выполненных мероприятий и достигнутых результатов внедрения инструментов бережливого производства в текущем году. Участие лауреатов предыдущего года допускается только с проектом, который ранее не заявлялся.


Каждый год работники Компании – участники проектов бережливого производства – соревнуются между собой, обмениваются опытом и популяризируют лучшие «бережливые» практики на сети железных дорог. Кроме этого, в 2022 году впервые на конкурс были приглашены подконтрольные общества ОАО «РЖД», специализирующиеся на производстве продукции или ремонте технических средств.




Данный конкурс – отличная возможность обменяться опытом, оценить проекты других участников и зарядиться мотивацией для дальнейшей работы. Лучшие решения и приемы по внедрению технологий бережливого производства будут тиражироваться по всей сети. Надеемся увидеть и Ваши реализованные проекты бережливого производства среди конкурсантов!


Лучший функциональный проект 2022 года


По результатам Конкурса по бережливому производству победителем в номинации «Лучший функциональный проект» стал проект Дирекции скоростного сообщения (ДОСС) – «Сокращение порожнего пробега электропоездов «Ласточка» на участке МЦК» (номер проекта в ID СПМ: 280608).


До реализации проекта технология постановки 6 электропоездов серии ЭС2Г «Ласточка», завершающих работу на остановочном пункте Белокаменная, на ежедневный ночной отстой предусматривала высадку пассажиров из 6 электропоездов на ОП Белокаменная и дальнейшее следование хозяйственными поездами в парк отстоя на станции Андроновка (расстояние 41 км). При этом, ежесуточный порожний пробег на ночной отстой электропоездов составлял до 246 км, порожний пробег хозяйственных поездов за год – до 159 140 км.


После реализации проекта был пересмотрен график движения электропоездов МЦК, отменены 12 хозяйственных поездов и организован ночной отстой электропоездов в парке станции Белокаменная. Расстояние от ОП Белокаменная до парка станции Белокаменная составляет 700 м.



Таким образом, изменение технологии позволило сократить порожний пробег хозяйственных поездов почти в 52 раза и, как следствие, сократить потребление электроэнергии на тягу поездов.


Лучший мультифункциональный проект 2022 года


По результатам Конкурса в 2022 году «Лучшим мультифункциональным проектом» признан проект Северной железной дороги – «Усовершенствование схемы энергообеспечения поезда №739/838 «Ласточка» (номер проекта в ID СПМ: 281663).


Ранее для обеспечения электропитания во время стоянки электропоезда «Ласточка» на станции Иваново применялся пассажирский тепловоз серии ТЭП70БС. По новой технологии питание подвижного состава обеспечивается стационарной электрической установкой. Также в рамках реализации этого проекта организовано электроснабжение рельсовых автобусов РА-3 во время стоянки на станции Иваново (до этого рельсовые автобусы РА-3 питались от дизельной силовой установки).



В настоящее время Северная железная дорога планирует тиражировать эту технологию в пункте оборота рельсовых автобусов РА-3 на станции Архангельск-Город, затем — на станциях Северодвинск, Юрьев-Польский и Кинешма.


Популяризация


Освещение хода реализации Программы проектов бережливого производства на страницах корпоративных изданий и телевидении оказывает серьезную поддержку проводимой людьми работе. Публикации и упоминания в СМИ о бережливом производстве помогают повысить оперативность информирования и узнаваемость проектов, а также отметить вклад сотрудников, участвующих в них.


Узнать больше о бережливом производстве можно благодаря корпоративному телевидению «РЖД ТВ», газете «Гудок» и региональным СМИ. Только за последние 5 лет по запросу «бережливое производство» на официальном сайте «Гудка» можно обнаружить более 1000 упоминаний. Для популяризации бережливого производства в «Гудке» также предусмотрена тематическая полоса «Под знаком качества», где Вы можете ознакомиться с интересными проектами, информационными материалами и последними новостями из мира бережливого производства. Темы публикаций меняются от месяца к месяцу.


Кроме этого, на сети железных дорог проводятся регулярные сетевые видеоконференции, которые призваны не только популяризовать бережливое производства, но и вовлекать работников Компании в развитие производственной системы.


Резюме


Применение инструментов бережливого производства на железнодорожном транспорте позволяет оптимизировать использование материальных и трудовых ресурсов, сократить время на выполнение операций, увеличить производительность труда, улучшить условия охраны труда, снизить стоимость и повысить качество перевозок, способствует росту клиентоориентированности и конкурентоспособности железнодорожных перевозок.


В новых экономических условиях Компания нуждается в использовании всех резервов для обеспечения финансовой устойчивости ее деятельности. Одним из таких резервов при должном подходе может стать измеримый эффект от проектов бережливого производства. Бережливое производство – это реальный инструмент обеспечения устойчивости деятельности организации, что подтверждается не только нашим, но и мировым опытом.



Дополнительные материалы

Понятия и сущность бережливого производства в ОАО «РЖД»

Памятка  «Бережливое производство в ОАО «РЖД»

Глоссарий «Термины и определения СМК в ОАО «РЖД»