16
955
3006744

27 апреля 2016 г. Расширенное заседание секции «Комплексные проблемы транспорта» Научно-технического совета ОАО «РЖД» по вопросу «Об управлении ресурсом технических средств железнодорожного транспорта»

27 апреля 2016 г. под председательством старшего вице-президента ОАО «РЖД» Гапановича В.А. состоялось заседание секции «Комплексные проблемы транспорта» Научно-технического совета ОАО «РЖД» по вопросу «Об управлении ресурсом технических средств железнодорожного транспорта» (далее – НТС ОАО «РЖД»). В мероприятии приняли участие более 80 человек, в том числе представители федеральных органов исполнительной власти, Российской академии наук, заводов-производителей подвижного состава, поставщиков комплектующего оборудования, научно-проектных организаций, научно-исследовательских институтов железнодорожного транспорта.

На заседании секции в соответствии с приказом президента ОАО «РЖД» от 31 июля 2015 г. №330/п состоялось награждение за активную и плодотворную деятельность, успешную реализацию инновационных идей, эффективную научную, рационализаторскую и изобретательскую деятельность, направленную на повышение качества транспортных услуг, руководителя рабочей группы РАН «Риск и безопасность», член-корреспондента РАН, д.т.н., профессора Махутова Н.А. с присвоением звания «Новатор ОАО «РЖД».


Церемония награждения

На заседании были рассмотрены общие подходы к управлению ресурсом железнодорожных технических средств на всех стадиях жизненного цикла, вопросы и проблемы, возникающие по техническим средствам хозяйств производственного блока, а также экономические аспекты управления ресурсом.

Для обеспечения безопасного и эффективного функционирования подвижного состава и инфраструктуры железнодорожного транспорта на всех стадиях жизненного цикла подлежат развитию и использованию в ОАО «РЖД» и в железнодорожной промышленности новые подходы расчетно-экспериментального определения, назначения, регулирования и контроля ресурса с применением передового отечественного и зарубежного опыта.

С целью повышения надежности технических средств на этапах проектирования с учетом заданного срока службы, в соответствии с действующими нормативными документами, оценивающими допускаемые значения показателей надежности, возникла необходимость в разработке национальных стандартов, как дополнительных инструментов управления ресурсом технических средств. Важным фактором в управлении ресурсом является формирование требований к определению ресурса и порядку установления и продления срока службы.

Опыт пересмотра технических условий выявил недостаточную чёткость формулировок общих правил построения и изложения технических условий на продукцию, установленных ГОСТ 2.114 – 95. Целесообразно разработать специализированный стандарт «Технические условия на продукцию железнодорожного назначения. Правила построения, изложения и оформления».


Участники заседания

В центре внимания участников заседания была разработка нормативных документов в области стандартизации:

а) в области управления ресурсом: ГОСТ Р «Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса» и ГОСТ Р «Железнодорожные технические средства. Порядок установления и продления назначенных ресурса, срока службы и срока хранения»;

б) Информационно-технического справочника «Управление ресурсом. Эксплуатация технических средств железнодорожного транспорта», способствующего переходу к ресурсному проектированию и управлению ресурсом.


Участники заседания

В ходе заседания были заслушаны доклады и выступления представителей научно-исследовательских институтов железнодорожного транспорта, научно-исследовательского института по эксплуатации атомных станций, Российской академии наук, заводов-производителей подвижного состава, структурных подразделений производственного блока ОАО «РЖД» о существующих подходах к управлению ресурсом, наработках в части фундаментальных исследований, а также выступления о реализации этих методов функциональными филиалами на практике.

Начальник отдела конструкционной прочности и прочностной надежности АЭС ОАО «ВНИИАЭС» Гетман А.Ф. в ходе своего выступления предложил возможным и полезным использование опыта ОАО «ВНИИАЭС» для повышения надежности, ресурсоспособности и безопасности элементов технических объектов ОАО «РЖД».

Участники заседания одобрили подходы к разработке нормативных документов в области стандартизации:

в области управления ресурсом: ГОСТ Р «Железнодорожные технические средства. Общие требования к методам определения ресурса» и ГОСТ Р «Железнодорожные технические средства. Порядок установления и продления назначенных ресурса, срока службы и срока хранения»;

информационно-технического справочника «Управление ресурсом. Эксплуатация технических средств железнодорожного транспорта», способствующего переходу к ресурсному проектированию и управлению ресурсом,

а также к разработке технических требований к системе прочности ресурса и надежности механических элементов технических объектов ОАО «РЖД», правил контроля технического состояния механических элементов объектов ОАО «РЖД» с учетом норм расчета на прочность и надежность, общих требований к продлению срока службы и его обоснованию объектов ОАО «РЖД».

В перспективе развития управления ресурсом объектов железнодорожного транспорта необходимо повышение социально-экономического и научно-технологического уровня объектов железнодорожного транспорта за счет обоснованного определения, назначения и продления ресурса их основных систем при обеспечении безопасного функционирования, как одного из компонентов национальной безопасности, с предупреждением и предотвращением аварий и катастроф в пределах назначенных и расчетных ресурсов.