16
955
3006744

Система технического регулирования

ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия (Федеральный закон "О техническом регулировании" от 01.05.2007 N 65-ФЗ) 
Техническое регулирование, в международном понимании этого термина, включает деятельность по стандартизации, деятельность по разработке и применению технических регламентов и деятельность по оценке соответствия:
«техническое регулирование» – правовое регулирование отношений в области разработки и применения технических регламентов, стандартов, в области оценки (подтверждения) соответствия, государственного контроля (надзора), осуществляемое в соответствии с международными договорами и законодательством государств Сторон (Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, подписанное 25 января 2008 г. главами правительств государств – членов ЕврАзЭС).

Сегодня существует острая необходимость единого технического регулирования на железнодорожном транспорте «пространства 1520», которая обусловлена технологическими особенностями перевозок, в том числе трансграничных, а также необходимостью обеспечения эксплуатационной совместимости (сигнализация, связь, габариты, размеры и пр.) и возможности обеспечения работы единым парком подвижного состава на всем «пространстве 1520».

В настоящее время основные направления совершенствования системы технического регулирования на «пространстве 1520» определены Меморандумом о сотрудничестве железнодорожных администраций государств-участников СНГ, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики в области обеспечения единства системы технического регулирования на «пространстве 1520» (подписан 28 мая 2009 г., г. Сочи), который методично реализуется совместными усилиями железнодорожных администраций.

В 2015 году ОАО «РЖД» направило письмо в адрес Председателя Правительства РФ Д.В.Медведева с просьбой инициировать обращение в Исполнительный комитет СНГ и к правительствам государств – участников СНГ, не являющихся членами ЕАЭС, о рассмотрении возможности применения ими технических регламентов Таможенного союза в области железнодорожного транспорта.

Состоялось очередное заседание МГС (протокол № 47-2015 от 18.06.2015), где Совету по железнодорожному транспорту СНГ было рекомендовано подготовить проект международного договора о принципах формирования на «пространстве 1520» согласованной политики в области технического регулирования и безопасности движения на железнодорожном транспорте.


В соответствии с п. 20 Шестьдесят третьего заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 4-5 ноября 2015 г. (г.Ташкент) принято решение о продолжении работы по выработке путей решения общих подходов требований к железнодорожной продукции с учетом рекомендаций МГС и проекта Соглашения о преодолении технических барьеров во взаимной торговле государств-участников Содружества Независимых Государств.

16-17 февраля 2016 г. состоялось совещание уполномоченных представителей железнодорожных администраций по рассмотрению и выработке путей решения общих подходов требований к железнодорожной продукции. По результатам принято решение просить Дирекцию Совета вынести на очередное заседание Совета поручение Рабочей группе по реализации решений Меморандума о сотрудничестве железнодорожных администраций государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики в области обеспечения единства системы технического регулирования на «пространстве 1520» по актуализации положений Меморандума.
28-29 июня 2016 г. состоялось 21 заседание  Рабочей группы по реализации решений Меморандума в области обеспечения единства системы технического регулирования на «пространстве 1520».
На заседании отмечено, что задачи, поставленные перед Рабочей группой в рамках реализации положений Меморандума о сотрудничестве железнодорожных администраций государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики в области обеспечения единства системы технического регулирования на «пространстве 1520»  выполнены.

В соответствии с решениями Шестьдесят седьмого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 19-20 октября 2017 в г. Риге принято решение прекратить деятельность Рабочей группы по реализации решений Меморандума в области обеспечения единства системы технического регулирования на «пространстве 1520».

Технические регламенты

Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 года № 710 утверждены три технических регламента Таможенного союза, которые вступили в силу 2 августа 2014 г.:

- О безопасности железнодорожного подвижного состава,

- О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта,

- О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта.


Данные технические регламенты:

- с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования к продукции, выполнение которых обеспечивает ее безопасность,

- устанавливают требования к объектам технического регулирования в целях защиты жизни и здоровья человека, животных и растений, сохранности имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно его назначения и безопасности.

Оценка соответствия продукции требованиям технических регламентов проводится в виде обязательного подтверждения соответствия, которое осуществляется в следующих формах:

а) сертификация;

б) принятие декларации о соответствии (декларирование соответствия).

Работы по оценке соответствия продукции установленным в технических регламентах требованиям осуществляют аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории, включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.

Маркировка продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза свидетельствует о ее соответствии требованиям всех технических регламентов Таможенного союза, распространяющихся на продукцию и предусматривающих нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.

Обеспечение допустимых значений безопасности продукции, предусмотренных стандартами, применяемыми на добровольной основе, является достаточным условием соблюдения требований технических регламентов. Перечни взаимосвязанных с техническими регламентами стандартов утверждены Комиссией Таможенного союза. Неприменение стандартов не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.

Требования к эксплуатации железнодорожного подвижного состава и инфраструктуры в части обеспечения безопасности движения устанавливаются законодательством о железнодорожном транспорте государств-членов Таможенного союза.

Железнодорожный подвижной состав и (или) его составные части, а также объекты инфраструктуры вводятся в обращение на рынке при их соответствии настоящим техническим регламентам Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза или техническим регламентам Евразийского экономического сообщества (далее – ЕврАзЭС), действие которых на них распространяется.  

‑ распространяется на вновь разрабатываемые (модернизируемые), изготавливаемые железнодорожный подвижной состав и его составные части, выпускаемые в обращение для использования на железнодорожных путях общего и необщего пользования шириной колеи 1520 мм на таможенной территории Таможенного союза со скоростями движения до 200 км/ч включительно (локомотивы, моторвагонный подвижной состав и его вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги, грузовые вагоны, специальный железнодорожный подвижной состав).

распространяется на высокоскоростной железнодорожный транспорт.

Объектом технического регулирования настоящего технического регламента ТС является высокоскоростной железнодорожный транспорт, который включает в себя:

а) вновь разрабатываемые (модернизируемые), изготовляемые высокоскоростной железнодорожный подвижной состав и его составные части, выпускаемые для обращения на железнодорожных путях общего пользования шириной колеи 1520 мм на таможенной территории государств-членов ТС со скоростями движения более 200 км/ч.

б) инфраструктуру высокоскоростного железнодорожного транспорта, которая включает в себя:

в) подсистемы инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта такие, как железнодорожный путь, железнодорожное электроснабжение, железнодорожная автоматика и телемеханика, железнодорожная электросвязь, а также станционные здания, сооружения и устройства;

г) составные части подсистем и элементы составных частей подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта.

- распространяется на инфраструктуру железнодорожного транспорта, в том числе общего и необщего пользования;

- не распространяется на инфраструктуру железнодорожного транспорта, предназначенного для движения поездов со скоростью более 200 км/ч;

- не распространяется на инфраструктуру технологического железнодорожного транспорта организаций.

Объектом технического регулирования данного технического регламента является инфраструктура железнодорожного транспорта, которая включает в себя:

а) подсистемы инфраструктуры железнодорожного транспорта, такие, как железнодорожный путь, железнодорожное электроснабжение, железнодорожная автоматика и телемеханика, железнодорожная электросвязь, а также станционные здания, сооружения и устройства;

б) составные части подсистем и элементы составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта.