Система технического регулирования

В настоящее время основные направления совершенствования системы технического регулирования на «пространстве 1520» определены Меморандумом о сотрудничестве железнодорожных администраций государств-участников СНГ, Грузии, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики в области обеспечения единства системы технического регулирования на «пространстве 1520» (подписан 28 мая 2009 г., г. Сочи), который методично реализуется совместными усилиями железнодорожных администраций.
В 2015 году ОАО «РЖД» направило письмо в адрес Председателя Правительства РФ Д.В.Медведева с просьбой инициировать обращение в Исполнительный комитет СНГ и к правительствам государств – участников СНГ, не являющихся членами ЕАЭС, о рассмотрении возможности применения ими технических регламентов Таможенного союза в области железнодорожного транспорта.
Состоялось очередное заседание МГС (протокол № 47-2015 от 18.06.2015), где Совету по железнодорожному транспорту СНГ было рекомендовано подготовить проект международного договора о принципах формирования на «пространстве 1520» согласованной политики в области технического регулирования и безопасности движения на железнодорожном транспорте.
В соответствии с п. 20 Шестьдесят третьего заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 4-5 ноября 2015 г. (г.Ташкент) принято решение о продолжении работы по выработке путей решения общих подходов требований к железнодорожной продукции с учетом рекомендаций МГС и проекта Соглашения о преодолении технических барьеров во взаимной торговле государств-участников Содружества Независимых Государств.
16-17 февраля 2016 г. состоялось совещание уполномоченных представителей железнодорожных администраций по рассмотрению и выработке путей решения общих подходов требований к железнодорожной продукции. По результатам принято решение просить Дирекцию Совета вынести на очередное заседание Совета поручение Рабочей группе по реализации решений Меморандума о сотрудничестве железнодорожных администраций государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики в области обеспечения единства системы технического регулирования на «пространстве 1520» по актуализации положений Меморандума.
28-29 июня 2016 г. состоялось 21 заседание Рабочей группы по реализации решений Меморандума в области обеспечения единства системы технического регулирования на «пространстве 1520».
На заседании отмечено, что задачи, поставленные перед Рабочей группой в рамках реализации положений Меморандума о сотрудничестве железнодорожных администраций государств-участников СНГ, Латвийской Республики, Литовской Республики, Эстонской Республики в области обеспечения единства системы технического регулирования на «пространстве 1520» выполнены.
В соответствии с решениями Шестьдесят седьмого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества от 19-20 октября 2017 в г. Риге принято решение прекратить деятельность Рабочей группы по реализации решений Меморандума в области обеспечения единства системы технического регулирования на «пространстве 1520».
Технические регламенты
- О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта,
- О безопасности высокоскоростного железнодорожного транспорта.
Данные технические регламенты:
- с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования к продукции, выполнение которых обеспечивает ее безопасность,
- устанавливают требования к объектам технического регулирования в целях защиты жизни и здоровья человека, животных и растений, сохранности имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно его назначения и безопасности.
Оценка соответствия продукции требованиям технических регламентов проводится в виде обязательного подтверждения соответствия, которое осуществляется в следующих формах:
а) сертификация;
б) принятие декларации о соответствии (декларирование соответствия).
Работы по оценке соответствия продукции установленным в технических регламентах требованиям осуществляют аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории, включенные в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза.
Маркировка продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза свидетельствует о ее соответствии требованиям всех технических регламентов Таможенного союза, распространяющихся на продукцию и предусматривающих нанесение единого знака обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза.
Обеспечение допустимых значений безопасности продукции, предусмотренных стандартами, применяемыми на добровольной основе, является достаточным условием соблюдения требований технических регламентов. Перечни взаимосвязанных с техническими регламентами стандартов утверждены Комиссией Таможенного союза. Неприменение стандартов не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
Требования к эксплуатации железнодорожного подвижного состава и инфраструктуры в части обеспечения безопасности движения устанавливаются законодательством о железнодорожном транспорте государств-членов Таможенного союза.
Железнодорожный подвижной состав и (или) его составные части, а также объекты инфраструктуры вводятся в обращение на рынке при их соответствии настоящим техническим регламентам Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза или техническим регламентам Евразийского экономического сообщества (далее – ЕврАзЭС), действие которых на них распространяется.
‑ распространяется на вновь разрабатываемые (модернизируемые), изготавливаемые железнодорожный подвижной состав и его составные части, выпускаемые в обращение для использования на железнодорожных путях общего и необщего пользования шириной колеи 1520 мм на таможенной территории Таможенного союза со скоростями движения до 200 км/ч включительно (локомотивы, моторвагонный подвижной состав и его вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги, грузовые вагоны, специальный железнодорожный подвижной состав).
распространяется на высокоскоростной железнодорожный транспорт.
Объектом технического регулирования настоящего технического регламента ТС является высокоскоростной железнодорожный транспорт, который включает в себя:
а) вновь разрабатываемые (модернизируемые), изготовляемые высокоскоростной железнодорожный подвижной состав и его составные части, выпускаемые для обращения на железнодорожных путях общего пользования шириной колеи 1520 мм на таможенной территории государств-членов ТС со скоростями движения более 200 км/ч.
б) инфраструктуру высокоскоростного железнодорожного транспорта, которая включает в себя:
в) подсистемы инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта такие, как железнодорожный путь, железнодорожное электроснабжение, железнодорожная автоматика и телемеханика, железнодорожная электросвязь, а также станционные здания, сооружения и устройства;
г) составные части подсистем и элементы составных частей подсистем инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта.
- распространяется на инфраструктуру железнодорожного транспорта, в том числе общего и необщего пользования;
- не распространяется на инфраструктуру железнодорожного транспорта, предназначенного для движения поездов со скоростью более 200 км/ч;
- не распространяется на инфраструктуру технологического железнодорожного транспорта организаций.
Объектом технического регулирования данного технического регламента является инфраструктура железнодорожного транспорта, которая включает в себя:
а) подсистемы инфраструктуры железнодорожного транспорта, такие, как железнодорожный путь, железнодорожное электроснабжение, железнодорожная автоматика и телемеханика, железнодорожная электросвязь, а также станционные здания, сооружения и устройства;
б) составные части подсистем и элементы составных частей подсистем инфраструктуры железнодорожного транспорта.