13
33
2764780

ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЕ ЦЕНТРЫ

История создания Центров научно-технической информации и библиотек

Становление системы научно-технической информации на железнодорожном транспорте началось еще в 30-е годы прошлого столетия, когда приказом народного комиссариата путей сообщения (НКПС) № 866/Ц от 5 ноября 1932 г. Центральный музей железнодорожного транспорта был переименован в Центральный дом техники железнодорожного транспорта. В справочнике-путеводителе за 1933 г. читаем: «...Являясь центром массовой пропаганды технических знаний на транспорте, Центральный Дом техники ставит своей целью помощь учащимся всех категорий, рационализаторам и изобретателям и облегчение подготовки и переподготовки кадров... Стремится отразить у себя работу научно-исследовательских институтов и способствовать широкому распространению их достижений, ознакомить с изобретательством и рационализаторскими предложениями и пробудить творческую мысль посетителя... Центральный дом техники хочет явиться одним из средств обмена опытом и ознакомления с лучшими методами использования машин, агрегатов, топлива, материалов и расстановки рабочей силы с целью повысить производительность труда и трудовую дисциплину и сократить издержки производства».

В целях улучшения производственно-технической пропаганды на железных дорогах Министерство путей сообщения в июне 1954 г. возложило ответственность за организационное и методическое руководство производственно-технической пропагандой на железнодорожном транспорте на Центральный дом техники, а за организацию и состояние производственно-технической пропаганды в подведомственном хозяйстве – на главных инженеров дорог, служб, отделений дорог и линейных предприятий. Установлена структура учреждений производственно-технической пропаганды на железных дорогах:

– дома техники железных дорог;

– технические кабинеты отделений дорог;

– технические кабинеты предприятий железных дорог.

Таким образом в августе 1954 г. были созданы Центральный дом техники железнодорожного транспорта (ЦДТ), Дорожные дома техники (ДДТ), Дорожные технические кабинеты (ДТК), технические кабинеты на крупных предприятиях дороги и, в первую очередь, в основных локомотивных депо, вагонных участках и вагонных депо первого разряда, на внеклассных и первого класса станциях, внеклассных дистанциях пути, дистанциях сигнализации и связи первого разряда, на участках управления спальных вагонов прямого сообщения.

Для лучшей организации и ведения на железнодорожном транспорте пропаганды новой техники, передового производственного опыта и прогрессивной технологии в июле 1958 г. Центральный дом техники железнодорожного транспорта передан в подчинение Научно-техническому совету МПС, а дорожные дома техники – главным инженерам дорог.

В сентябре 1963 г. на базе бюро технической информации Научно-технического совета МПС, отдела технической информации Центральной научно-технической библиотеки и Центрального дома техники железнодорожного транспорта был организован Центральный институт научно-технической информации и пропаганды железнодорожного транспорта (ЦИНТИ МПС), а в ноябре 1967 г. он был реорганизован в Центральный научно-исследовательский институт информации, технико-экономических исследований и пропаганды железнодорожного транспорта (ЦНИИТЭИ МПС), являющийся головной организацией на железнодорожном транспорте в области научно-технической информации, отбора, обобщения и распространения передового опыта. Структуру ЦНИИТЭИ составляли отделы информации и исследований по общетранспортным вопросам и экономике; организации движения, грузовой и пассажирской работе; подвижному составу; электрификации, автоматике, связи и вычислительной технике; путевому хозяйству и строительству; научно-технической пропаганде и организации выставок.

В мае 1966 г. технические кабинеты отделений дорог были реорганизованы в кабинеты технической информации и пропаганды (КТИ).

КТИ являлись важным звеном информационной системы, функционировали на каждом отделении железной дороги. Одной из основных и важнейших задач КТИ являлось обеспечение предприятий, организаций отделения железной дороги, отдельных специалистов-железнодорожников и рабочих-новаторов информацией об отечественных и зарубежных достижениях науки, техники, экономики и передового производственного опыта с учетом их потребностей. В работе КТИ большое место занимала техническая пропаганда, поскольку именно она обеспечивала распространение новейших научно-технических достижений и передового опыта своей железной дороги.

В августе 1969 г. на железных дорогах под руководством главных инженеров дорог началась организация Дорожных центров научно-технической информации (ДЦНТИ), которые обеспечивали своими ресурсами все направления основной деятельности железных дорог России: участвовали в сетевых и дорожных мероприятиях, таких как технико-экономические советы, школы передового производственного опыта, семинары, конференции, конкурсы. Ко всем совещаниям традиционно готовились тематические информационные материалы.

В мае 1976 г. в целях усиления пропаганды научно-технических достижений опыта работы передовых коллективов железнодорожного транспорта и новаторов производства средствами массовой информации – телевидением, радио, прессой – был создан отдел Массовой информации (пресс-центр), а с апреля 1981 г. пресс-центр МПС на правах самостоятельного отдела вошёл в состав ЦНИИТЭИ МПС.

В феврале 2002 г. произошла новая реорганизация, в результате которой «Центральный научно-исследовательский институт информации и технико-экономических исследований железнодорожного транспорта» (ЦНИИТЭИ МПС) стал Отделением информации и технико-экономических исследований железнодорожного транспорта (ОИТЭИ) войдя в состав государственного унитарного предприятия «Российский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи МПС России», который был переименован в федеральное государственное унитарное предприятие «Российский научно-исследовательский институт управления на железнодорожном транспорте Министерства путей сообщения Российской Федерации» (ВНИИУП МПС России).

С 1 июля 2006 года в ОАО «РЖД» начал работать Центр научно-технической информации (ЦНТИ) - структурное подразделение ОАО «РЖД»

В ходе структурной реформы ОАО «РЖД» в июле 2008 г. функции Центра научно-технической информации (ЦНТИ) ОАО «РЖД» были переданы в Центральную научно-техническую библиотеку (ЦНТБ) – филиал ОАО «РЖД», который в сентябре 2009 г. был переименован в Центр научно-технической информации и библиотек (ЦНТИБ).