15
213
2046711

Поволжский музей железнодорожной техники

9 ноября 2010 г. на учебном полигоне Cамарского государственного университета путей сообщения (СамГУПС) открылся Поволжский музей железнодорожной техники.

Площадь музея составляет 1,68 га.

Теперь прикоснуться к истории развития железнодорожной отрасли и Куйбышевской ж.д. смогут гости и жители Самары.

Место для музея выбрано не случайно. Во-первых, близость к станции Безымянка, куда прибывали эшелоны с эвакуированными в годы Великой Отечественной войны заводами, где начиналась новая промышленная Самара.

Во-вторых, на полигоне СамГУПС проходят обучение студенты разных специальностей, для которых история развития железнодорожной техники представляет особый интерес.

Экспозицию подвижного состава открывает макет паровоза Черепановых.

Здесь же расположилсяредкий сегодня экспонат – паровоз серии П-36№232 из выпущенной в XX веке партии паровозов всего в 251 единицу, которого за характерные полосы – лампасы называли «генералом».

Представлены паровозы Л, Лв, Эр, магистральные и маневровые тепловозы. На отдельном пути Уфимская детская железная дорога продолжает принимать юных посетителей. Электровозы представлены локомотивами ЧС-2, ЧС-4, ВЛ22, ВЛ23, ВЛ8, ВЛ10. Далее разместились электропоезда ЭР2, ЭР-200.

Особое место в этом ряду занимает головной вагон электропоезда Сд, отправившегося в первый рейс 7 ноября 1944 года по участку Куйбышев–Безымянка. Это был первый электрифицированный участок на Куйбышевской магистрали.

В экспозиции представлены различные виды вагонов как грузовые, так и пассажирские, в том числе трофейная немецкая цистерна, вагон-теплушка, вагон-кухня, вагон-пекарня.

Административное здание – вокзал станции Дашково, построенный в 1874 году, – исторический артефакт. Бревна, из которых было построено здание вокзала, за почти полтора века эксплуатации практически не испортились и послужили строительным материалом для воссоздания здания.

Название станция получила в честь княгини Е.Р. Дашковой – соратницы Екатерины Великой, президента Российской академии наук. Несколько имений семьи Воронцовых-Дашковых располагались вблизи строящейся Моршанско-Сызранской железной дороги.

В здании расположена экспозиция документальных свидетельств 140-летней истории Куйбышевской железной дороги, а также комната дежурного по станции, где разместились: дубовая мебель конца 19 века с вензелями «СЗ» – Самаро-Златоустовская железная дорога, манекен в форменной одежде XIX века, телеграфный аппарат Морзе, жезловый аппарат, чайная утварь.

С видео- и фотоматериалами посетители знакомятся в кинозале на 28 мест.

В экспозиционном зале представлены фотографии и документы, повествующие об истории создания и развитии Куйбышевской железной дороги, начиная с 1867 года по настоящее время. Особое место занимают стенды с материалами, посвященными работе магистрали в годы Великой Отечественной войны, когда дорогой руководил Борис Павлович Бещев.

На открытой площадке музея кроме подвижного состава установлены семафоры и светофоры, узлы ферм старинных металлических мостов, в том числе знаменитого Александровского моста, стрелочный перевод с замком Мелентьева. Контактный провод растянут на различного вида опоры контактной сети. Путевые инструменты разместились на отдельном щите, рядом установлены образцы путевых рельсов выпуска от 1873 по 1949 гг. Путевые знаки установлены у будки путевого обходчика, сложенной из сосновых бревен.

Экспонаты музея можно не только увидеть, потрогать руками, но и представить себя в роли машиниста, облачившись в форму железнодорожника.

Сегодня в экспозиции Поволжского музея железнодорожной техники уже свыше 50 единиц подвижного состава: паровозов, электровозов и вагонов. На каждом – красивая табличка с его историей. За 2 года эти раритеты увидели свыше 40 тысяч самарцев и гостей столицы губернии. Всего в музее несколько сотен уникальных вещей, в том числе редких архивных документов и фотографий.

Фотографии:

  Административное здание музея – вокзал ст. Дашково, 1874 г.

 

Макет паровоза Черепановых.

 

Теплушка для перевозки военнослужащих выпуска 1910г.

  Трофейная немецкая 2-осная клепаная цистерна для перевозки нефтепродуктов выпуска 1903 г.

 

Вагон Сд электропоезда, отправленный 7 ноября 1944 г. по первому электрифицированному участку дороги им. В.В.Куйбышева

 Металлорежущий станок, символизирующий г. Самару как запасную столицу во время Великой Отечественной войны и центр оборонной промышленности

Паровоз П36

Общий вид открытой площадки.