13
847
2096838

Музей истории Южно-Уральской железной дороги


Музей натурных экспонатов железнодорожной техники, торжественное открытие которого состоялось 9 мая 2005 года, расположен на станции Челябинск-Главный. На двух путях выстроились локомотивы и вагоны прошлых лет, ранее работавшие на Южно-Уральской железной дороге. На примере образцов техники, представленных на площадке, можно наглядно проследить историю развития дороги: возрастание мощности, скоростей, переход на более прогрессивные виды тяги. В музее представлены паровозы разных серий: от паровоза Эу 1930-х гг. постройки до П36, который вышел из ворот Коломенского завода в 1956 году. В экспозиции также заняли свое место маневровые и магистральные тепловозы и электровозы как отечественного, так и зарубежного производства. 



К 9 мая 2007 г. перед музеем был установлен монумент «Два танка» -  паровоз-танк 9П и танк Т-62. Данная мемориальная группа призвана символизировать единство тыла и фронта, чьи усилия в годы Великой Отечественной были направлены на победу. Надпись на пьедестале памятника гласит: «Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд». На фасаде памятника прикреплены орден Отечественной войны первой степени и орден Трудового Красного знамени. 



Специально к 64-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне и 75-летию Южно-Уральской магистрали железнодорожники существенно обновили музей подвижного состава. Так, перед входом на территорию музея появилась Стена боевой и трудовой славы героев-железнодорожников. На ней выбиты имена 21 Героя Советского Союза и 16 Героев социалистического труда. 



Кроме того, площадка музея была удлинена практически в два раза (её протяженность теперь составляет около 400 м). Это позволило пополнить музей десятью новыми экспонатами. Впервые была выставлена путевая техника. Посетители смогут увидеть снегоземлеуборочную машину «ЗУБ» знаменитого челябинского конструктора Виктора Балашенко, универсальную платформу и путеподъемник. Машины подобного типа начали использоваться на железных дорогах СССР с 1930-х гг. 



Помимо путевой техники, музей пополнился ещё четырьмя электровозами, паровозом серии «Л», работающим на мазуте, пассажирским тепловозом ТЭП60 и пассажирским вагоном третьего класса. Особое место в экспозиции музея с момента его создания занимает вагон-салон Александровского завода. Вагон имеет необычную конструкцию и бронированное днище. Долгое время этот вагон использовался для служебных поездок руководителей Южно-Уральской железной дороги. 



В 2003 году он был капитально отремонтирован и переоборудован под передвижную экспозицию по истории ЮУЖД, которая гармонично вписалась в убранство салона. Экспонаты в музей техники прибыли из разных мест Южно-Уральской и других дорог сети ОАО «РЖД». 



В настоящее время экспозиция музея натурных образцов ж.д. техники ЮУЖД насчитывает 30 единиц, проводится работа по расширению экспозиции.