11
41
2042096

Музей истории Западно-Сибирской железной дороги


Музей истории Западно-Сибирской железной дороги расположен на двух территориях и представлен историческим и экспозиционным разделами.

Историческая экспозиция музея создана в 1980 г.

Начальник отдела музеев – Мальцева Елена Леонидовна

Телефон/факс: +7 (383) 229-20-33

Фактический адрес музея: 630004, г. Новосибирск, ул. Шамшурина, 39

Электронная почта: dmuzey@jandex.ru

Режим работы музея: понедельник-пятница с 8:00 до 19:00, суббота с 11:00 до 17:00.

Выходной: суббота, воскресенье.


Сектор техники музея истории дороги на станции Сеятель

Создан в 2000 г.

Начальник сектора – Хохлов Сергей Анатольевич

Телефон, факс: +7 (383) 337-96-22

Адрес: 630055, г. Новосибирск, ул. Разъездная, 54а

Режим работы: вторник-воскресенье с 11:00 до 17:00.

Выходной: понедельник.

Входная плата за посещение:

Взрослый – 90 руб., детский – 30 руб.

Для групп до 10-ти человек – 350 руб.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ МУЗЕИ

Посещение региональных музеев осуществляется на бесплатной основе.

Народный музей революционной, боевой и трудовой славы
Омских железнодорожников

Создан в 1967 г.

Заведующий музеем – Паршакова Ирина Викторовна

Телефон: +7 (3812) 44-12-17

Адрес музея: 644058, г. Омск, ул. 6-я Станционная, 31, ДК «Железнодорожник»

Режим работы: понедельник-пятница с 8:00 до 17:00.

Выходной – суббота, воскресенье.

Музей истории Кузбасского региона

Создан в 1991 г.

Заведующий музеем – Соколова Татьяна Афанасьевна

Телефон: +7 (3842) 32-46-76

Адрес музея: 650066, г. Кемерово, Пионерский бульвар, 1а

Режим работы: понедельник-пятница с 08:00 до 17:00.

Выходной – суббота, воскресенье

Музей истории Алтайского региона

Создан в 2003 г.

Заведующий музеем – Бучнева Ольга Николаевна

Телефон/факс: +7 (3852) 29-23-09

Адрес музея: 656015, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Привокзальная, 26а, ул. Привокзальная, 14

Режим работы: понедельник-пятница с 8:00 до 17:00.

Выходной – суббота, воскресенье.


Первый за Уралом музей железнодорожной техники под открытым небом на станции Сеятель создавался при непосредственном участии руководства Западно-Сибирской железной дороги.

Идея создания первого в Сибири музея подвижного состава на станции Сеятель принадлежит Акулинину Николаю Архиповичу – бывшему директору музея истории Западно-Сибирской железной дороги, заслуженному работнику железнодорожного транспорта, Почетному ветерану дороги. Творческий, инициативный руководитель, он сумел не только сохранить, но и преумножить коллекции музея.

Музей железнодорожной техники был открыт 3 августа 2000 года. Первые посетители музея были приятно удивлены представленной техникой – здесь можно было увидеть локомотивы, начиная с паровозов 1932-1955 годов выпуска, электропоезда 1950–1970 годов выпуска, вагоны грузовые и пассажирские конца ХIХ века - 70-х годов ХХ века. Всего на момент открытия в экспозиции насчитывалось 63 единицы подвижного состава.

Этому предшествовала большая поисковая работа, для которой была создана комиссия под председательством главного инженера дороги.

Комиссия занялась поиском и сбором экспонатов для будущего музея. В МПС, ВОЛЖД, начальникам соседних дорог, руководителям предприятий дорожного подчинения были отправлены телеграммы с просьбой оказать содействие в поиске экспонатов. В первую очередь на дороге были обследованы базы запаса локомотивов, места отстоя техники, ожидающей разделки в лом, склады службы материально-технического снабжения. В результате этого в распоряжении службы локомотивного хозяйства оказались исключенные из парка железных дорог паровозы серий Л и Эр; электровоз ВЛ10; тепловозы серий ТЭ3, 2ТЭ10л, ТЭМ2, ТЭМ15 и ТГМ23в. Служба вагонного хозяйства нашла и подготовила к передаче 2-осные платформу и цистерну для перевозки нефтепродуктов.

Дирекция по облуживанию пассажиров подготовила и передала в музей 6-осный пассажирский вагон дореволюционной постройки, вагоны из состава санитарных «летучек» времен Великой Отечественной войны, а служба пути – снегоочиститель «Таран» и снегоуборочную машину конструкции Гавриченко.

При содействии Всероссийского общества любителей железных дорог были переданы с баланса других дорог и ВНИИЖТа паровозы серии Эм, ЛВ, П36; электровозы ВЛ22м, ВЛ23, ВЛ8, электропоезд Ср3.

Коллективом музея, совместно с пассажирскими вагонными депо Новосибирск, Кемерово, Барнаул была проведена работа по восстановлению внешнего вида пассажирских вагонов начала двадцатого века.

В конце 2001 года в музей поступила информация о том, что в тайге в заболоченном месте находится паровоз узкой колеи (750 мм). Такие паровозы производила в Германии фирма «Борзиг» в конце XIX - начале XX вв. По заданию и при непосредственной помощи руководства Западно-Сибирской железной дороги, сотрудники музея и Новокузнецкого подотдела отыскали его местонахождение, определили способ доставки до станции Абагур-Лесной. Для его транспортировки пришлось прорубить просеку в тайге длиной 18 км.

В декабре 2002 года паровоз был доставлен в локомотивное депо станции Инская. Работниками экспериментального цеха локомотивного депо он был отреставрирован и 31 января 2003 года установлен на площадке в отделе техники на станции Сеятель.

К открытию второй очереди в 2005 году сотрудниками музея были подготовлены новые экспонаты. По предложению руководства дороги в коллекцию музея включены цельнометаллическая 2-осная платформа и двухосный товарный вагон с деревянным кузовом постройки 30-х годов прошлого века, обнаруженные на предприятиях Прокопьевского железнодорожного узла.

В обновленной экспозиции представлены различные машины и механизмы для строительства железных дорог, текущего содержания и ремонта пути, очистки от снега: снегоочиститель «Таран», снегоуборочная машина Гавриченко, электроснегоочиститель ЭСО, путевые машины ВПО-3000, ВПР 1200.

Продолжается сотрудничество с Всероссийским обществом любителей железных дорог, возглавляемым Вульфовым А.Б., по формированию коллекций нашего музея техники. С его помощью в июле 2005 года удалось получить еще один экспонат: тепловоз ТЭП10 №082, доставленный в музей из локомотивного депо Муром Горьковской железной дороги.

Сотрудники музея постоянно занимаются поиском информации о наличии на сети дорог подвижного состава, представляющего историческую ценность, поддерживают связь не только с музеями подобного профиля в России, но и с музеями железнодорожной техники ближнего зарубежья (Белоруссии и Узбекистана), с частными фирмами. С помощью директора ООО «Локомотив сервис» Ильина Ю.Л. музей получил в качестве экспоната маневровый паровоз 9П.

Уникальность музея железнодорожной техники Западно-Сибирской железной дороги заключается в том, что в отличие от имеющихся в стране и мире музеев подобного толка, где собирается в основном техника одного направления, здесь собраны образцы технических средств, находивших применение на железнодорожном транспорте.

На сегодняшний день музей насчитывает 117 единиц подвижного состава и 64 единицы автомобильной ретротехники. На территории музея собрана большая коллекция автомобилей, произведенных в СССР в прошлом веке.


ЗИС-5 КатюшаМосквич 401Москвич 402

Бульдозер С-100 ГАЗ-21 ВолгаГАЗ-51

ГАЗ-67ГАЗ М-20 ПобедаГАЗ-А А Полуторка

ГПЛ-520Запорожец ЗАЗ-965АЗИЛ-157

Трактор ХТЗТягач АТ-Т-25Трактор ДТ-54


 
Вход в музей ж.д. техники им.Акулинина


 
Общий вид музея ж.д.техники сверху 


Паровоз серии Еа


Паровоз серии СО


Транспортёр для перевозки жидкого чугуна


Узкоколейный паровоз фирмы БОРЗИГ