Конкурс на получение грантов ОАО "РЖД"
Конкурс 2023 года
для молодых ученых на проведение научных исследований,
направленных на создание новой техники и технологий
для применения на железнодорожном транспорте в 2023 году
Направления научных работ по грантам:
- разработка и апробирование новых материалов с уникальными физическими свойствами, включая наноматериалы, композитные, полимерные, супергидрофобные, сверхпроводниковые и прочие материалы;
- создание новых методов и средств неразрушающего контроля и систем диагностирования технического состояния объектов железнодорожной инфраструктуры и подвижного состава;
- разработка новых технологий в области ресурсосбережения и рационального использования материально-технических ресурсов;
- технологии адаптивного и энергоэффективного управления тяговым приводом локомотивов, включая технологии энергоэффективного и безопасного вождения поездов повышенной массы и длины;
- развитие технологий мониторинга инфраструктурных объектов железнодорожного транспорта и прилегающих территорий (в том числе для предупреждения чрезвычайных ситуаций и мониторинга хода строительного процесса) с использованием беспилотных летательных аппаратов;
- технологии автоматизации сортировочных и горочных процессов;
- разработка устройств механизации, автоматизации и роботизации процессов, включая экзоскелеты и роботов-ассистентов;
- разработка технологий обезвреживания промышленных отходов и ликвидации объектов накопленного экологического ущерба;
- технологии обеспечения безопасности движения поездов;
- проведение исследований и разработок для обеспечения технологического суверенитета на железнодорожном транспорте.
Срок приема заявок – до 17 марта 2023 г.
- информация об участниках объемом не более 1 слайда на каждого участника (фотография, возраст, образование, основные достижения);
- суть решаемой проблемы с описанием ситуации на настоящий момент;
- описание предлагаемого решения проблемы;
- перечень результатов интеллектуальной деятельности, получаемых по итогам работы, пригодных к правовой охране и передаваемых ОАО «РЖД»;
- примерная смета расходов на проведение научной работы;
- описание экономического эффекта и прогноз срока окупаемости для ОАО «РЖД», а также прочих эффектов для ОАО «РЖД» (социальный и прочие).
Условия участия в конкурсе:
1. Соискателями на предоставление грантов являются молодые ученые (коллективы молодых ученых), осуществляющие научные исследования, направленные на создание новой техники и технологий для применения на железнодорожном транспорте, а также систем управления железнодорожным транспортом.
2. Молодые ученые – лица, имеющие ученую степень, аспиранты, а также научные и педагогические работники, не имеющие ученой степени, но работающие в штате учреждений высшего профессионального образования или научно-исследовательских организаций, которым в год проведения конкурса исполнилось не более 35 лет.
3. Коллектив молодых ученых, выдвигаемый на соискание гранта, может состоять не более чем из 5 человек.
4. Научный руководитель проекта, выдвигаемого на получение гранта, может входить в коллектив соискателей при его соответствии условиям п. 2 настоящего положения.
5. Не допускается включение в число соискателей на предоставление грантов лиц, осуществляющих в процессе выполнения научных работ только административные или организационные функции.
6. Не допускается выдвижение на соискание грантов научных работ, выдвинутых на соискание других грантов или ранее получивших финансирование за счет средств ОАО «РЖД».
7. Не допускается выдвижение на соискание грантов научных работ, название и содержание которых совпадает с названием и содержанием какой-либо плановой темы, выполняемой или запланированной к выполнению научной организацией по иным внутренним или внешним источникам финансирования, в трудовых отношениях с которой находятся соискатели грантов.
8. Соискатель на предоставление гранта (коллектив молодых ученых) представляет на конкурс подписанную заявку, в которой указывает, что:
он согласен с условиями участия в конкурсе;
он согласен, что исходные научные материалы, представленные им в заявке, могут быть доступны третьим лицам;
заявленная тема научной работы ранее не получила финансирования за счет средств ОАО «РЖД» или иных источников;
в публикациях результатов научных исследований он будет ссылаться на финансовую поддержку в виде гранта.
9. Заявки не должны содержать сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также в отношении которых у соискателя есть обязательства по их неразглашению.
10. Неправильно оформленные заявки, не соответствующие условиям конкурса, а также заявки, содержащие неполную или недостоверную информацию, к рассмотрению не принимаются.
11. Вопросы распределения прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученные в результате выполнения работ по гранту, оговариваются в соответствии с действующим в ОАО «РЖД» порядком.
Ежегодно финансируются не более пяти работ, занявших с 1-го по 5-е место на конкурсе в следующем порядке:
за 1 место присуждается грант в размере не более 3 млн. рублей;
за 2 и 3 место присуждается грант в размере не более 2 млн. рублей;
за 4 и 5 место присуждается грант в размере не более 1,5 млн. рублей.
Конкурс 2022 года
Проект: «Цифровая автоматизированная система контроля зернового состава и физико-механических свойств щебеночного балласта на производственных базах путевых машинных станций»
Проект: «Разработка полимерных композиционных материалов для теплоизоляции и усиления земляного полотна железнодорожного пути на слабом основании»
Проект: «Контроль линейной инфраструктуры железнодорожного транспорта с использованием беспилотного летательного аппарата»
Проект: «Тепловой аккумулятор системы предпусковой подготовки тепловозов в холодное время года»
Проект: «Разработка и создание новых порошковых композиционных материалов на основе углерода, для получения изделий конструкционного назначения для железнодорожной техники нового поколения»
Конкурс 2021 года
Конкурс 2020 года
Проект: «Программный комплекс и цифровая платформа «Терминальная сеть» для автоматизированной продажи, оценки и агрегации транспортно-логистических услуг ОАО «РЖД»
Автор: Покровская О.Д., Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»
Второе место
Проект: «Разработка аппаратно-программного комплекса повышения коррозионной стойкости металлов для применения на железнодорожном транспорте»
Авторы: Корчагин С.А., Смирнова Е.К., Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Проект: «Vrail – обучающий комплекс по действиям локомотивной бригады в аварийных ситуациях»
Авторы: Заболотный В.В., Бородавицин Э.Г., Мухин О.О., Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Дальневосточный государственный университет путей сообщения»
Конкурс 2019 года
Конкурс 2016 года
![]() |
Проект: «Разработка методики проведения оценочных сессий профессиональных знаний по охране труда для руководителей среднего звена ОАО «РЖД» в рамках типового виртуального класса по охране труда» |
Демичева Н.А. – инженер второй категории отдела Информатизации Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II
Гринчар Н.Н. – заведующий кабинетом «Программы электронного образования» Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II
Соловьев А.Д. – заведующий кабинетом «Программы электронного образования» Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II
Алёшин А.А. – заведующий лабораторией «Экономическая информатика» Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II
|
![]() |
Проект: «Разработка технологического процесса формирования ассиметричного профиля рельсов в кривых малого радиуса при шлифовании» |
Полуэхта К.А. – специалист по новым технологиям Сибирского государственного университета путей сообщения |
![]() |
Проект: «Разработка тренажерного комплекса для обучения машинистов крана УК» |
Пикалов А.С. – доцент кафедры «Путь и путевое хозяйство» Сибирского государственного университета путей сообщения
|
![]() |
«Разработка прототипа системы «Агрегатор услуг транспортно-логистического бизнес-блока Холдинга «РЖД» |
Бездольный Н.А. – начальника отдела информатизации Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II
|
![]() |
«Разработка модели автоматической системы управления работой сортировочной станции с элементами искусственного интеллекта» |
Обухов А.Д. – ассистент кафедры «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте» Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II |
![]() |
|
|
Проект: «Система автоматического распознавания неисправностей стрелочного переводного устройства» |
Зуев Д.В. – старший научный сотрудник, заместитель генерального директора ООО «ИМСАТ»
Бочкарев С. В. – инженер-проектировщик ООО «КИТ Проект»
![]() |
|
|
Проект: «Методика и алгоритм имитационной экспертизы управленческих решений по минимизации стоимости жизненного цикла систем железнодорожной автоматики» |
Тарадин Н.А., Неваров П.А., Журавлев И.А. (доценты), Веселова А.С., Чернышев С.А. (ассистенты) кафедры «Железнодорожная автоматика, телемеханика и связь» Московского государственного университета путей сообщения
5 конкурс 2013-2014 годы
![]() |
|
|
Проект: «Создание системы дистанционного мониторинга технического состояния путевой техники» |
Коларж С.А., Игумнов А.А. – аспиранты кафедры «Технология транспортного машиностроения и эксплуатация машин» Сибирского государственного университета путей сообщения
![]() |
|
|
Проект: «Разработка устройства контроля схода колёсной пары вагона с рельсов» |
Зайцев И.А. – ведущий конструктор ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта»
![]() |
|
|
Проект: «Катализаторы видимого света для очистки сточных вод промышленных предприятий» |
Штарёв Д.С. – доцент кафедры «Физика» Дальневосточного государственного университета путей сообщения
Штарёва А.В. – преподаватель кафедры «Химия и экология» Дальневосточного государственного университета путей сообщения
![]() |
|
|
Проект: «Повышение стабильности работы балластного слоя за счет оптимизации фракционного состава щебеночного балласта, с учетом повышения скоростей движения поездов» |
Илюшин А.В. – старший преподаватель кафедры «Путь и строительство железных дорог» Самарского государственного университета путей сообщения
4 конкурс 2012 год
![]() |
|
|
Проект: «Повышение износостойкости поверхности катания колес методом внедрения атомов упрочняющих элементов в поверхностные слои колес» |
Новиков Е.С. – аспирант кафедры «Химия» Ростовского государственного университета путей сообщения
![]() |
|
|
Проект: «Разработка оборудования для неразрушающего контроля ферромагнитных конструктивных элементов с использованием метода магнитной памяти металлов» |
Сиряк П.А. – ведущий инженер-конструктор Научно-исследовательского института технологии, контроля и диагностики железнодорожного транспорта
Картавцев И.Г. – ведущий инженер Научно-исследовательского института технологии, контроля и диагностики железнодорожного транспорта
3 конкурс 2011 год
![]() |
|
|
Проект: «Цифровое устройство диагностики аппаратуры тональных рельсовых цепей» |
Черезов Г.А. – аспирант кафедры «Автоматика телемеханика и связь на железнодорожном транспорте» Самарского государственного университета путей сообщения.
![]() |
|
|
Проект: «Исследование характера и уровня помех тока электропоезда «Сапсан» и разработка рельсовой цепи для обеспечения электромагнитной совместимости с перспективным электроподвижным составом и уменьшения влияния человеческого фактора на безопасность движения высокоскоростным поездов»
|
Мащенко П.Е. – доцент кафедры «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» Московского государственного университете путей сообщения
Щербина А.Е, Чегуров А.Б.– аспиранты кафедры «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» Московского государственного университете путей сообщения
Ваньшин А.Е, Чижиков В.А. – ассистенты кафедры «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» Московского государственного университете путей сообщения
![]() |
|
| Проект: «Исследование возможности применения плоского излучателя продольных волн звуковых колебаний с интенсивностью 100 – 1000 Вт/см2 для релаксации внутренних напряжений с измельчением зерна структуры и улучшением механических свойств материала основы на глубину несколько миллиметров для стали 65Г в состоянии с остаточными напряжениями после проката с уменьшением толщины листа от 20% до 50%» |
Бричков А.С. – аспирант химического факультета Томского государственного университета
Бричков А.С.
![]() |
| Проект: «Комплекс автоматической заправочной станции с прогнозированием остаточного ресурса и диагностикой узла моторно-осевых подшипников локомотивов» |
Димов А.В. – доцент кафедры «Высшая математика» Иркутского государственного университета путей сообщения
Димов А.В.
![]() |
|
|
Проект: «Методика расчета ущерба компании от несчастных случаев на производстве, происшедших с работниками ОАО «РЖД» |
Донцов С.А. – докторант, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Московского государственного университета путей сообщения
Донцов С.А.
![]() | Проект: «Непрерывный контроль координаты и скорости перемещения отцепов в подгорочных парках сортировочных горок» |
|
|
Борисенко Д.В. – доцент Омского государственного университета путей сообщения
Соколов М.М. – преподаватель Омского государственного университета путей сообщения
![]() |
|
|
Проект: «Разработка конструкций усиления эксплуатируемых железобетонных пролетных строений железнодорожных мостов композитными материалами» |
Неровных А.А – аспирант кафедры «Мосты» Сибирского государственного университета путей сообщения
Смердов Д.Н. – младший научный сотрудник НИЛ «Мосты» Сибирского государственного университета путей сообщения
![]() |
|
|
Проект: «Проектирование и разработка информационной системы «Предупреждение и ликвидация аварийной ситуации с опасными грузами» |
Бондаренко (Кучкина) Е.М – инженер НИЛ «Совершенствование условий перевозок опасных грузов» Сибирского государственного университета путей сообщения
Гребенюк Л.А. – старший научный сотрудник НИЛ «Совершенствование условий перевозок опасных грузов» Сибирского государственного университета путей сообщения
![]() |
|
Проект: «Комплекс программных средств автоматизации аудита информационной безопасности дорожного уровня» |
|
Захарченко С.С. – программист Петербургского государственного университета путей сообщения
Поляничко М.А. – ассистент Петербургского государственного университета путей сообщения
2 конкурс 2010 год
![]() |
|
|
Проект: «Электромагнитная совместимость высоковольтных линий, расположенных на участках соединенными от рельсового пути опорами контактной сети, с системой тягового электроснабжения переменного тока при учете грозовых и внутренних коммутационных перенапряжений» |
Кузнецов Д.Г.– аспирант Московского государственного университета путей сообщения
Разработан метод и технические решения по обеспечению электромагнитной совместимости электроустановок и сетей напряжением до и свыше 1000 В/с тяговыми сетями переменного тока, отличающиеся от известных отказом от использования рельсового пути в качестве естественного заземлителя электроустановок нетягового электроснабжения. Приведено обоснование возможности использования существующих дистанционных защит переменного тока на участках с отсоединенными от рельсового пути опорами контактной сети переменного тока и применение для целей из заземления троса группового заземления. Разработан алгоритм расчета коммутационных, в том числе и грозовых, перенапряжений на опорах контактной сети.
![]() |
|
|
Проект: «Термо-оптическое устройство и технологии термодиагностики дефектов электрического и механического оборудования тепловозов (при ТО и ТР)» |
Перелыгин В.Н – заведующий лабораторией кафедры «Теоретическая и прикладная механика (ТиПМ)» Иркутского государственного университета путей сообщения
Проведены патентные исследования по термо-оптическим устройствам и технологии термодиагностики дефектов электрического и механического оборудования тепловозов и обоснована целесообразность правовой охраны «Способа термодиагностики дефектов электрического оборудования электровозов». Предложенный способ предназначен для повышения достоверности и производительности тепловизионного контроля оборудования электровозов и тепловозов путем идентификации и быстрого распознавания перегретых объектов, фиксируемых на термоизображениях.
![]() |
|
|
Проект: «Разработка методики формирования карт рисков управления эксплуатационной работой на основе логико-вероятностного моделирования ситуаций риска» |
Бессолицын А.С. – доцент кафедры «Управление эксплуатационной работой» факультета «Управление процессами перевозок» Петербургского государственного университета путей сообщения
Никифорова О.А. – начальник Учебного центра управления перевозками (УЦУП) Петербургского государственного университета путей сообщения
Никифорова Г.И. – старший преподаватель кафедры «Управление эксплуатационной работой» факультета «Управление процессами перевозок» Петербургского государственного университета путей сообщения
Гоголева А.В. – аспирант кафедры «Управление эксплуатационной работой» факультета «Управление процессами перевозок» Петербургского государственного университета путей сообщения
Раев П.В.– программист ООО «ПС Яндекс.Деньги»
Разработана и утверждена Центральной дирекцией управления движением Методика формирования карт рисков управления эксплуатационной работой на основе логико-вероятностного моделирования ситуаций риска. Проведена её апробация на полигоне Октябрьской железной дороги (на примере участковой скорости). При апробации методики формирования карт рисков получен и проанализирован конкретный сценарий воздействия факторов риска достижения расчетного значения участковой скорости на направлении Санкт-Петербург – Кошта Октябрьской ж.д. за март 2011г. Согласно сценарию построены карта рисков и сигнальная карта факторов риска.
1 конкурс 2009 год
![]() | Проект: «Совершенствование методики и средств контроля состояния контактных подвесок и токоприемников электроподвижного состава» |
|
|
Чертков И.Е. – доцент кафедры «Электроснабжение железнодорожного транспорта» Омского государственного университета путей сообщения
Разработан комплекс контроля состояния контактных подвесок и токоприемников (КСТУ), который позволяет оценивать качество токосъема и состояние токосъемных устройств (контактных подвесок и токоприемников).
КСТУ имеет в своем составе узлы, которые будут практически неизменны весь срок службы комплекса – это блоки в салоне вагона-лаборатории и внесалонное оборудование. В то же время в состав КСТУ входит программное обеспечение систем КСТУ для АРМа оператора. Эта часть КСТУ будет развиваться по мере накопления опыта эксплуатации КСТУ и может изменяться, а также дополняться функциями, расширяющими возможности комплекса.
На основании порядка и методики обработки результатов взаимодействия контактных подвесок с токоприемниками электроподвижного состава составлен классификатор состояний токосъемных устройств, который предназначен для получения поучастковой и покилометровой оценки технического состояния контактной сети для заявленных скоростей движения.
![]() |
|
|
Проект: «Электрогидроимпульсивная установка для рыхления смерзшихся сыпучих грузов» |
Енькин Е.Ю, Корнух А.В.– ассистенты кафедры «Теоретические основы электротехники» Петербургского государственного университета путей сообщения
Карпалов О.А. – лаборант кафедры «Теоретические основы электротехники» Петербургского государственного университета путей сообщения
Разработана теория электрического разряда в конденсированной среде для рыхления смёрзшихся сыпучих грузов и математическая модель процесса электрогидравлического рыхления, в том числе теоретическое обоснование влияния электрогидроимпульсной установки на элементы конструкции полувагона, теоретическое обоснование влияния электрогидроимпульсной установки на человека. В результате математического моделирования процесса рыхления смерзшегося угля в вагоне была разработана принципиальная схема и метод рыхления смёрзшейся массы сыпучих грузов из открытых полувагонов непосредственно перед их разгрузкой. Подготовлено технико-экономическое обоснование применения электроимпульсной установки.
![]() |
|
|
Проект: «Интеллектуальная диагностика устройств железнодорожной автоматики, направленная на заблаговременное выявление предотказных состояний» |
Шабельников В.А. – инженер-программист 1 кат Ростовского филиала ОАО «Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте»
Елесеев Д.Ю, Скобло В.М – инженеры-программисты 3 категории Ростовского филиала ОАО «Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте»
Создана система интеллектуальной диагностики устройств железнодорожной автоматики (стрелочных приводов и вагонных замедлителей). По результатам опытной эксплуатации на сортировочных станциях Красноярск (Красноярской железной дороги) и Бекасово (Московской железной дороги) можно сделать вывод о возможности применения используемой в системе методологии на основе данных комплексной системы автоматизации управления сортировочным процессом (КСАУ СП) для определения состояния устройств ЖАТ и автоматизации процесса технического ремонта и обслуживания в рамках парадигмы подхода «диагностика по состоянию» (CBM Condition Based Management). Внедрение системы позволяет продлить срок службы оборудования, уменьшить время простоя и как следствие снизить эксплуатационные затраты.
![]() |
|
|
Проект: «Разработка специальных методов автоматизированного оценивания защищенности информационно-телекоммуникационной системы (ИТС) на основе сценарного логико-вероятностного моделирования событий риска» |
Ярцев А.В. – заместитель начальника отдела информационных технологий Санкт-Петербургского филиала ОАО «Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте»
Котенко Д.А, Лашина М.А. – ведущие специалисты отдела информационных технологий Санкт-Петербургского филиала ОАО «Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте»
![]() |
|
|
Проект: «Разработка критериев и методики оценивания информационной безопасности автоматизированных систем дорожного уровня на основе исследования свойств безопасности программного обеспечения» |
Беляков И.А. – ассистент кафедры «Информатика и информационная безопасность» Петербургского государственного университета путей сообщения
Разработаны специализированный программный комплекс и методика автоматизированного оценивания уровня информационной безопасности программного обеспечения автоматизированных систем дорожного уровня – ПК «ОУИБ». Программный комплекс осуществляет ряд проверок исходных текстов программного обеспечения и выдает заключение об уровне информационной безопасности программного обеспечения. Проверки, реализованные в ПК «ОУИБ» перекрывают основные требования РД НВД – основного документа регламентирующего процесс проведения сертификационных испытанный программного обеспечения по требованиям безопасности.
![]() |
|
|
Проект: «Биотехнологическая и энергосберегающая переработка осадка сточных вод и твердых бытовых отходов структурных подразделений и филиалов ОАО «РЖД» в экологически безопасный компост» |
Демин Д.В, Татаркин И.В. – младшие научные сотрудники Института фундаментальных проблем биологии Российской академии наук
Для детоксикации и обеззараживания осадков сточных вод используется принципиально новая малозатратная реагентная технология обработки осадков, которая прошла апробацию на очистных сооружениях станции Сольвычегодск и станции Астрахань-2. Технологический регламент определяет технологию переработки накопленных на иловых картах осадков в экологически безопасный компост после обеззараживания и обезвреживания их аминокислотными реагентами с использованием органических наполнителей (опилок, щепы и т.д.) и микробиологического препарата «Байкал-ЭМ 1» (почвенной болтушки).
![]() |
|
|
Проект: «Разработка алгоритмического обеспечения координатной системы интервального регулирования (КСИР) движения поездов с расширенными функциональными возможностями локомотивного устройства» |
Новиков В.Г. – ведущий инженер-констркутор ОАО «Научно-исследовательского и проектно-конструкторского института информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте»
Разработана трехуровневая структура координатной системы интервального регулирования движения поездов с расширенными функциональными возможностями локомотивного устройства, которая позволя повысить пропускную способность железнодорожного транспорта, обеспечивая при этом требуемые показатели безопасности и надежности системы. Разработан принцип работы системы и алгоритмы: работы стационарного устройства, формирования допустимой скорости на борту, расчета длины поезда, обмена данными по радиоканалу, координатного управления автоматической переездной сигнализацией и устройствам оповещения.