16
955
3006744
28.10.2011
Владимир Якунин: «Железнодорожный транспорт ...

Владимир Якунин: «Железнодорожный транспорт является ключевым связующим звеном Содружества».

27 октября в Ереване (Армения) проходит 55-е заседание Совета по железнодорожному транспорту государств-участников Содружества.

В своем выступлении председатель Совета, президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин напомнил, что Содружество независимых государств как региональная международная организация существует уже 20 лет. И именно железнодорожный транспорт, который все эти годы являлся ключевым связующим звеном Содружества, может предложить приоритетные направления дальнейшей экономической интеграции. Эти перспективы закреплены в концепции стратегического развития железнодорожного транспорта государств-участников СНГ до 2020 года, которая была принята и утверждена советом глав правительств государств-участников СНГ 18 октября текущего года в Санкт-Петербурге.

Подводя итоги работы на сети железных дорог Содружества за 9 месяцев 2011 года, Владимир Якунин отметил, что за это время было перевезено более 1,5 млрд тонн грузов, что выше уровня аналогичного периода прошлого года на 4%. Погрузка в сравнении с прошлым годом увеличилась на железных дорогах Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Украины, Латвии, Литвы и Эстонии.

«Среднесуточная погрузка всех типов контейнеров в целом на сети железных дорог Содружества увеличилась к аналогичному периоду 2010 года на 3,1%, в том числе крупнотоннажных контейнеров — на 12%», — рассказал Владимир Якунин.

По оперативным данным, за 9 месяцев текущего года грузооборот увеличился практически на всех железных дорогах, в целом по сети грузооборот вырос на 5,6%.

Говоря о перспективах развития сотрудничества стран Содружества в сфере железнодорожных перевозок, Владимир Якунин отметил, что в результате сравнительного улучшения рыночной конъюнктуры восстанавливается и транспортный сектор. Исходя из этих соображений, в нынешних условиях ключевой задачей является не только восстановление докризисного уровня перевозок, но и поиск возможностей и новых источников экономического роста.

Например, Международный валютный фонд прогнозирует ежегодный прирост мировой экономики в пределах 4,5% в ближайшие 5 лет, при этом динамика увеличения ВВП в странах Азиатско-тихоокеанского региона будет существенно выше — на уровне 8,5%.

«В России прогнозируются темпы роста ВВП на уровне около 4% в год с постепенным ускорением после 2013 года. Для железнодорожников это означает возможность увеличивать перевозки при условии усиления наших конкурентных позиций на транспортном рынке», — отметил Владимир Якунин.

По оценкам, в долгосрочной перспективе прогнозируется серьезный рост объемов контейнерных перевозок между Азией и Европой на уровне 6–8% в год, в результате чего контейнерный поток может достичь к 2025 году 32 млн ДФЭ.

Поток грузов из регионов Южной Азии, АСЕАН и Северо-Восточной Азии в страны СНГ к 2025 году, по оценкам, увеличится более чем в 5 раз (с 1 млн до 5,5 млн ДФЭ).

«Достаточно благоприятные тенденции в области спроса на перевозки должны быть сигналом к действиям, тем более, что во многих странах мира в качестве весомой антикризисной меры выступает процесс в буквальном смысле восстановления позиций железнодорожного транспорта», — подчеркнул Владимир Якунин.

Например, Китай вкладывает сотни миллиардов долларов в железнодорожное строительство, в Европе Испания, Англия, Франция, Германия наращивают инвестиции в строительство новых железных дорог, в США всерьез стали разрабатывать проекты строительства высокоскоростных магистралей с выделением государственных средств.

Владимир Якунин отметил, что переключение даже нескольких процентов от объемов грузов, перевозимых сейчас морским транспортом, даст хороший эффект для железнодорожных компаний, принесет миллиарды долларов дополнительных доходов.

«Что касается выгоды для клиентов по срокам, то я еще раз озвучу, что в среднем период доставки грузов из АТР в Европу с использованием сухопутных линий примерно в 2 раза меньше. Если мы сможем сформировать транспортный продукт по маршруту „Китай — Европа“ за 20 суток максимум и объявить сквозную гарантированную и предсказуемую на 3–4 года вперед конкурентоспособную тарифную ставку перевозок, то железные дороги создадут серьезную конкуренцию альтернативным маршрутам», — сообщил Владимир Якунин.

Касаясь вопросов технологической и эксплуатационной совместимости железных дорог различной ширины колеи, президент ОАО «РЖД» предложил продолжить в рамках Совета по железнодорожному транспорту работу по формированию единой согласованной технической политики с учетом перспектив роста объемов пассажирских и грузовых перевозок, создание единой системы технического регулирования на «Пространстве 1520».

Целесообразно также продолжить работу по организации ускоренного движения пассажирских поездов за счет оптимизации пограничного и таможенного контроля, используя при этом имеющийся опыт по организации контрольных операций на направлениях Москва — Киев и Санкт-Петербург — Хельсинки.

«В апреле—мае 2012 году мы также будем подводить итоги 20-летней деятельности нашего Совета в ходе его 56-го заседания. В рамках Совета предусматривается заседание круглого стола, посвященного вопросам реформирования железнодорожной отрасли в государствах-участниках Содружества», — сообщил Владимир Якунин.