16
955
3006744

Заседание секции "Комплексные проблемы транспорта" Научно-технического совета ОАО "РЖД" по вопросу "Об анализе влияния тяжеловесного движения поездов на состояние объектов инфраструктуры с учетом экономических аспектов"

9 декабря 2015 г. в Центре научно-технической информации и библиотек ОАО «РЖД» (Рижская пл., д.3) состоялось заседание секции «Комплексные проблемы транспорта» Научно-технического совета ОАО «РЖД» по вопросу «Об анализе влияния тяжеловесного движения поездов на состояние объектов инфраструктуры с учетом экономических аспектов».
Заседание под председательством старшего вице-президента ОАО «РЖД» В.А.Гапановича прошло в режиме видеоконференции.



В работе заседания приняли участие и выступили с докладами вице-президент ОАО «РЖД» -  начальник Центральной дирекции инфраструктуры Верховых Г.В., вице-президент ОАО «РЖД» -  начальник Дирекции тяги Воротилкин А.В., вице-президент ОАО «РЖД» -  начальник Центральной дирекции управления движением Иванов П.А., руководители и специалисты подразделений ОАО «РЖД», научно-исследовательских организаций, дочерних обществ ОАО «РЖД». 

   
Во вступительном слове старший вице-президент ОАО «РЖД» В.А.Гапанович отметил, что в 2015 году завершена разработка проекта Программы развития тяжеловесного движения на железнодорожном транспорте России. В настоящее время согласованный причастными министерствами проект Программы направлен Минтрансом России в Правительство Российской Федерации для рассмотрения и утверждения.
Основными полигонами обращения тяжеловесных поездов с максимальной массой до 9000 тонн приняты следующие направления:
- Кузбасс – Северо-Запад (Алтайская – Екатеринбург – Усть-Луга);
- Кузбасс – Центр (Алтайская – Екатеринбург – Агрыз – Вековка – Орехово-Зуево);
- Кузбасс – Юг (Алтайская – Челябинск – Сызрань – Им. М. Горького – Тихорецкая – Раз. 9 км).

Первоочередным полигоном обращения грузовых поездов унифицированной массы грузового поезда до 7100 тонн было выбрано направление Кузбасс – Дальний Восток. В графике движения поездов на 2016 год планируется до 1000 ниток для пропуска поездов массой 12600 тонн и выше.
Экономический эффект от внедрения тяжеловесного движения должен определяться счетом всех факторов путем сопоставления выгод и затрат. Для их оценки нужен совместный труд специалистов в разных областях.
В частности, экономическая эффективность реализации мероприятий по подготовке инфраструктуры к обращению поездов массой 7100, 8000 и 9000 тонн на конкретной линии или направлении должна определяться на основе технического проекта с использованием анализа стоимости жизненного цикла объектов инфраструктуры.

Участники совещания рассмотрели подготовленные методики оценки воздействия тяжеловесного движения на инфраструктуру путевого хозяйства, его эксплуатационные и инвестиционные расходы в стоимости жизненного цикла объектов, а также методику расчета эффективности тяжеловесного движения в структуре локомотивного комплекса.
Была отмечена необходимость разработки консолидированной методики оценки экономической эффективности внедрения тяжеловесного движения на полигонах железных дорог, учитывающей результаты обследования инфраструктуры, испытаний подвижного состава, научных исследований и опытных поездок тяжеловесных поездов, в том числе с повышенными осевыми нагрузками.
После тщательного изучения отечественного и зарубежного опыта было уточнено определение тяжеловесного движения: это технологический процесс организации движения грузовых поездов с массой состава 6300 т и более, имеющих в составе вагоны с нагрузкой на ось 23,5; 25,0 тс и более.
Международная ассоциация тяжеловесного движения (IHHA) установила следующие критерии, которым должны удовлетворять линии с тяжеловесным движением:
 масса брутто поездов не менее 5000 т;
 осевые нагрузки не менее 25 т;
 грузонапряженность не менее 20 млн. ткм/км при длине линии не менее 50 км.
В настоящее время такие линии имеются в 10 странах: Австралии, Бразилии, Индии, Канаде, Китае, Норвегии, России, США, Швеции и ЮАР.

Участники заседания приняли ряд практических решений, об актуализации в 2016-2017 годах нормативной и технической документации, учитывающей требования по техническому содержанию инфраструктуры и подвижного состава для обеспечения организации тяжеловесного движения поездов, с учетом результатов исследований взаимодействия подвижного состава и пути, а также действующих национальных и международных стандартов.