115 лет ТРАНССИБУ
Начало строительства Транссибирской магистрали было положено в 1891 году, когда царь Александр III подписал рескрипт: "Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей целью соединить обильные дарами природы Сибирские области с сетью внутренних рельсовых сообщений". В итоге Россия получила то, что лаконичнее всех выразил Петр Столыпин: "Восток проснулся, господа!
![]() | ![]() |
Удивительный фотоснимок обошел свет в 1891 г.: вдали от родного Петербурга наследник Российского императорского престола Николай Александрович везет тачку с землей, а на это спокойно и даже радостно взирает его свита. Это происходило 19 мая 1891 г. во Владивостоке и было символическим открытием строительства Великой Сибирской магистрали.

До проведения рельсового пути в Сибирь Московско-Сибирский тракт дополнялся, а на некоторых участках заменялся водным путем. По тракту между Томском и Иркутском провозили до 4 млн пудов грузов. Извозным промыслом занимались 16 тыс. ямщиков, используя до 80 тыс. лошадей. Тракт находился в неудовлетворительном состоянии. А.П. Чехов, проезжавший через Сибирь во время своего путешествия на Сахалин в 1891 г., писал: "В продолжение всего года дорога остается невозможной: весною – грязь, летом – кочки, ямы и ремонт, зимою – ухабы".
Строительство Транссиба, продолжавшееся десять лет в тяжелейших геологических и климатических условиях, стало настоящим подвигом русских людей. За этот срок было проложено более 7 тыс. км железной дороги. Таких темпов строительства мир еще не знал.
Строительство Транссиба, продолжавшееся десять лет в тяжелейших геологических и климатических условиях, стало настоящим подвигом русских людей. За этот срок было проложено более 7 тыс. км железной дороги. Таких темпов строительства мир еще не знал.

В изыскательских экспедициях, при прокладке путей, при возведении мостов проявились лучшие качества целой плеяды талантливейших русских инженеров того времени. На строительстве Транссиба по инициативе будущего крупного ученого, профессора А.В.Ливеровского были применены взрывчатые вещества для разработки выемок в скальных породах. И по сей день уникальны мосты Транссиба через реки Обь, Енисей и Амур (последний – самый длинный на Евро-Азиатском материке). Они были возведены по проектам талантливых русских инженеров Н.А. Белелюбского, Л.Д. Проскурякова, Г.П. Передерия.
Благодаря созданию Транссибирской железной дороги бурными темпами началось развитие богатейших регионов Сибири и Дальнего Востока. Россия начала превращаться в единый хозяйственный организм. Вдоль Сибирской магистрали рождались новые города, на десятки и сотни верст по обе стороны пути распространилась народная колонизация. За первые десятилетия существования магистрали население Сибири увеличилось почти в два раза. Новосибирск, Красноярск, Иркутск, Хабаровск и Владивосток стали крупными промышленными центрами.
Великая Сибирская магистраль резко изменила устоявшиеся представления о труднопреодолимых восточных просторах. Показателем изменившегося под влиянием магистрали отношения общества к возможностям и перспективам освоения Сибири стала отмена в 1899 г. сибирской ссылки. Перемена в общественном сознании была отражена в одном из очерков той поры : "Когда свист паровоза разогнал мрачную, дикую легенду о застланных снегом сибирских равнинах, тишину которых нарушал только вой волков да звон цепей каторжников, перед глазами человечества открылась великолепная страна, в скором времени обещающая обратиться в житницу Старого Света".
Великая Сибирская магистраль резко изменила устоявшиеся представления о труднопреодолимых восточных просторах. Показателем изменившегося под влиянием магистрали отношения общества к возможностям и перспективам освоения Сибири стала отмена в 1899 г. сибирской ссылки. Перемена в общественном сознании была отражена в одном из очерков той поры : "Когда свист паровоза разогнал мрачную, дикую легенду о застланных снегом сибирских равнинах, тишину которых нарушал только вой волков да звон цепей каторжников, перед глазами человечества открылась великолепная страна, в скором времени обещающая обратиться в житницу Старого Света".
ХРОНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА ТРАНССИБА
1837 г. – Русский инженер Н.И. Богданов в Париже впервые вносит предложение по строительству железной дороги от "Китайской границы до Нижегородской ярмарки".
1850 г. – Генерал-губернатор Восточной Сибири Н.И.Муравьев-Амурский предлагает проложить железную дорогу от Хабаровска к побережью Тихого океана (к заливу Де-Кастри).
1857 г. – Военный инженер полковник Д. Романов проводит изыскания и составляет проект строительства железной дороги от реки Амур до залива Де-Кастри.
1880 г. – Инженер Островский представляет проект строительства трех островных дорог: Кама – Иртыш, Иртыш – Обь и Обь – Енисей.
1889 г. – Создание специальной комиссии "По вопросу о железной дороге через всю Сибирь". В комиссию вошли видные ученые и инженеры путей сообщения.
1890 г. – Создание Комитета по строительству железной дороги под представительством наследника престола Великого князя Николая Александровича (будущего государя Николая II).
17 марта 1891 г. – Рескрипт императора Александра III на имя наследника престола Николая Александровича о начале постройки "...сплошной через всю Сибирь железной дороги...".
19 мая 1891 г. – Наследник престола Великий Князь Николай Александрович закладывает первый камень в основание железнодорожного вокзала во Владивостоке – начало строительства Транссиба.
Июль 1891 г. – Составление записки о сроках и порядке сооружения Транссибирской железной дороги.
10 декабря 1892 г. – Учреждение Комитета Сибирской железной дороги для общего руководства постройкой.
10 февраля 1893 г. – Первое заседание Комитета, утверждение Положения о Комитете Сибирской железной магистрали.
5 июня 1893 г. – Образование "Управления по сооружению Сибирской железной дороги" в МПС.
Октябрь 1896 г. – Завершение строительства линии Челябинск – Омск – Новониколаевск (1331 верста).
1898 г. – Образование Средне-Сибирской железной дороги. Построен рельсовый путь Новониколаевск – Красноярск (714 верст).
1899 г. – Завершение строительства линии Красноярск – Иркутск (1018 верст), Китайского разъезда Сретенск (ныне ст. Карымская) (252 версты), паромной переправы через озеро Байкал. Открыто движение по Забайкальской железной дороге. Образована Сибирская железная дорога (с объединением Западно-Сибирской и Средне-Сибирской железных дорог).
1901 г. – Ввод в эксплуатацию линии Китайский разъезд – граница Империи (322 версты).
Статьи и очерки: