16
955
3006744

Развитие нормативной базы

Разработка и совершенствование национальных систем управления движением поездов сопровождалась развитием национальной стандартизации в области железнодорожного управления и обеспечения безопасности. Процессы интеграции различных стран, которые в наибольшей
степени выражены в Европе, поставили и обострили проблему эксплуатационной совместимости технических систем и устройств, разработанных в разных странах. Прежде всего, это относится к техническим системам отраслей транспорта, связи и информатики.
Для обеспечения эксплуатационной совместимости национальных железнодорожных систем в рамках Европейского Союза были созданы международные организации по стандартизации систем железнодорожного управления.
Итогом работы Группы А200 Европейского Института Железнодорожных Исследований (ERRI) явился выпуск спецификаций по системе ETCS (European Train Control Syistem - Европейская Система Управления Движением Поездов). Для того, чтобы обеспечить возможность применения ETCS на любых железных дорогах Европы в системе специфицированы три функциональных уровня:
• уровень 1 - автоматическое обеспечение безопасности движения поезда с контролем тормозного пути (с точечной сигнализацией);
• уровень 2 - автоматическое управление движением поездов на линиях с традиционным контролем свободности пути в пределах фиксированных блок-участков (точечная и непрерывная сигнализация);
• уровень 3 - автоматическое управление движением поездов на линиях с контролем свободности пути поездными средствами (блокировка на основе применения радиосвязи),
На каждом из уровней возможны различные варианты проектирования прикладных систем с использованием унифицированной аппаратуры различных поставщиков.
Такие согласованные комплексы нормативных документов появились сначала на национальном уровне, например, комплекс стандартов Ми 8004 для германских железных дорог, на европейском уровне - стандарты CEN и CENELEC, и в результате усилий международных организаций по стандартизации ISO и IEC.
В основу согласования комплекса нормативных документов положено понятие жизненного цикла изделия или системы.
Другим важным свойством, отличающим эти стандарты, является регламент жёсткого контроля, которому на каждом этапе жизненного цикла подвергается не только изделие или система, но и состав, и содержание работ, выполненных при создании или эксплуатации изделия или системы.
В ОАО «РЖД» ведется работа по гармонизации нормативной базы по управлению инфраструктурой с системой стандартов RAMS, широко применяемой на железных дорогах ЕС и США.