16
955
3006744

Повышение надежности железнодорожной техники


Роль испытательного центра в повышении надежности железнодорожной техники

Испытательный центр ОАО «ВНИИЖТ» (ИЦ ОАО «ВНИИЖТ»), созданный в 1988 году – это совокупность испытательных стендов и полигонов, позволяющих на высоком техническом и методологическом уровне проводить испытания более 100 наименований железнодорожной техники (подвижной состав, комплектующие, элементы инфраструктуры).
На сегодняшний день ИЦ ОАО «ВНИИЖТ» является единственным испытательным центром в России и на пространстве колеи 1520, способным проводить весь комплекс сертификационных испытаний: лабораторные и стендовые испытания (статические, динамические, циклические); полигонные испытания на Экспериментальном кольце и Скоростном полигоне (станция Белореченская – Майкоп); специальные испытания на действующих линиях (высокоскоростные, тяжеловесные, динамические по воздействию на путь – реальные условия эксплуатации).
Сегодня ИЦ ОАО «ВНИИЖТ» имеет 93 единицы аттестованного испытательного оборудования (стенды, прессы, пульсаторы и т.д.); 422 единицы поверенных средств измерения; 12 многоканальных мобильных измерительных комплексов; 15 вагонов-лабораторий для съема, регистрации и обработки экспериментальных данных в реальном масштабе времени.
Испытательный центр постепенно становится международным центром по испытаниям подвижного состава зарубежных стран. Во ВНИИЖТе были испытаны пассажирские вагоны для поездов «Пендолино» и «Сибелиус» (Финляндия), электропоезда «Сапсан» и «Аллегро», модернизированный тепловоз ТЭ10 для США, пассажирские вагоны «Тальго» для Казахстана.
В настоящее время ИЦ ОАО «ВНИИЖТ» занимается научно-техническим сопровождением разработки высокоскоростных и скоростных поездов и их комплектующих (“Siemens”, “Alstom”, “Ansaldo Breda”, “Knorr-Bremse”) – определяет проблемные области эксплуатации, решает вопросы оптимизации параметров электропоездов и их подсистем, разрабатывает технические требования и концепцию эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, проводит экспертизу технической документации.
В программу совершенствования средств и методов испытаний входит: выработка критериев безопасной и безотказной работы железнодорожной техники; непрерывное совершенствование нормативной базы методик испытаний; экономия затрат на создание новой техники (связанных с включением в себестоимость продукции расходов на ее испытания) за счет сокращения сроков и совмещения различных видов испытаний; прогнозирование заведомо отрицательных результатов испытаний; получение доходов при проведении на Экспериментальном кольце выставок железнодорожной техники (учитывая при этом возможность реальной демонстрации возможностей новой техники).
В последние годы были модернизированы и реконструированы более 30 стендов. Полностью обновлена испытательная база автотормозного оборудования, создан единый полигон. В институте создана мощная методологическая база. Методики сертификационных испытаний предполагают более жесткие условия испытаний, чем во многих зарубежных центрах, что обусловлено более суровыми условиями эксплуатации в России. Таким образом, ставится заслон поставке зарубежной техники, не отвечающей условиям эксплуатации в России.
ИЦ ОАО «ВНИИЖТ» позволяет соединить лабораторную точность испытаний с реальными условиями работы на линии. В институте постоянно проходят испытания новых локомотивов, вагонов, систем торможения поездов, конструкций верхнего строения пути, контактной сети, земляного полотна, других устройств и оборудования, выпускаемого промышленностью для железнодорожного транспорта и смежных отраслей.
В ходе испытаний выявляются недостатки конструкции и технологии изготовления. Специалисты ВНИИЖТа дают рекомендации по устранению выявленных недостатков. Совместно с представителями заводов-изготовителей ведется наладка и регулировка новой техники. Разработанные нашими учеными технические требования к новой технике и методики приемочных и сертификационных испытаний гарантируют безопасность движения и минимизацию эксплуатационных расходов.



Оснащение испытательного центра


Мониторинг надежности и качества сварочных работ на железнодорожном транспорте

Сварочные процессы занимают одно из важных положений в производственной деятельности ОАО «РЖД» и сторонних организаций, обеспечивающих функционирование инфраструктурного и других комплексов компании. Сварка и родственные технологии применяются при изготовлении и обслуживании вагонного, локомотивного парков и объектов инфраструктуры. Благодаря данным процессам удалось добиться повышения скоростей движения поездов и снижения затрат на ремонт и обслуживание объектов инфраструктуры.
До недавнего времени в ОАО «РЖД» при производстве сварочных работ собственными силами функции мониторинга качества возлагались на ответственных сотрудников подразделений компании.
В настоящее время, в рамках реформирования ОАО «РЖД» данная система мониторинга была верифицирована на основании анализа аналогичных систем нефтегазовой, строительной отраслей и зарубежного опыта.
Функции Испытательного модуля: оценка технического соответствия сторонних организаций требованиям нормативно-технической документации ОАО «РЖД» на выполнение сварочно-наплавочных работ; проведение испытаний новых технологий сварки и ремонта деталей подвижного состава и элементов инфраструктуры для допуска к применению в ОАО «РЖД»; подготовка и аттестация сварочного персонала и т. д.
Для реализации функций Испытательного модуля был разработан комплект нормативно-технической документации, определяющий требования к допуску на железные дороги сварочных технологий и сторонних организаций, обеспечивающих данные работы.
Введены в действие Правила применения сварочного оборудования и Правила применения сварочных материалов при ремонте электродуговой наплавкой рельсов и элементов стрелочных переводов. Изложены требования к уровню технической подготовки сварочного персонала и оценке свариваемости материалов.
Для обеспечения функционирования Испытательного модуля в отделении «Сварка» была организована работа по проведению испытаний сварочного оборудования и материалов, подготовке сварочного персонала, проводятся испытания новых сварочных технологий.
На Экспериментальном кольце в Щербинке функционирует уникальный опытный рельсосварочный участок, построенный ОАО «ВНИИЖТ» совместно с ОАО «НКМК»  с целью проведения анализа свариваемости новой отечественной и зарубежной рельсовой продукции, поступающей на дороги ОАО «РЖД». Уникальность данного участка заключается в том, что на его площади собрано реально действующее на российских железных дорогах рельсосварочное и вспомогательное оборудование, что позволяет моделировать процесс изготовления сварных рельсовых плетей.
В настоящее время на опытном рельсосварочном участке проводится оценка свариваемости рельсов австрийского производства для укладки на Октябрьской железной дороге.
Таким образом, организованная испытательная деятельность позволяет ОАО «РЖД» в новых условиях системно реализовывать процесс мониторинга качества сварочных работ.



Испытательный модуль «Сварка»