Повышение надежности технических средств железнодорожной автоматики
Создаваемые системы автоматики год от года совершенствовались и приобретали новые функции. Релейная аппаратура заменялась полупроводниковой, которой затем на смену пришла микропроцессорная техника.
Качественный скачок в повышении надежности средств железнодорожной автоматики (ЖАТ) произошел в начале 90-х годов, когда был создан ряд современных систем безопасности. Было создано комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ-У). Это устройство построено на базе микропроцессорной техники, использует спутниковую навигационную систему и специальную электронную карту маршрута. Аппаратурой КЛУБ-У оснащен подвижной состав на всей сети ОАО «РЖД».

КЛУБ-У

БЛОК-М
В настоящее время разработана и широко внедряется система безопасности БЛОК.
Внедрение локомотивной системы безопасности БЛОК с расширенными функциями позволяет повысить надежность локомотивной сигнализации и безопасность движения поездов; исключить несанкционированное движение локомотивов; обеспечить машиниста информацией о параметрах движения поезда и исправности технических средств и производить ее последующую автоматическую дешифрацию. В состав комплексной системы входит интеллектуальный дисплей, с помощью которого машинист получает большой объем оперативной информации.
Система показала свою эффективность на участке «Сочи 2014». В настоящее время разработан комплекс безопасности «БЛОК-М», являющийся принципиально переработанным устройством безопасности, созданным с подходами политики импортозамещения на отечественной элементной базе.


Усовершенствованная версия такой автоблокировки – АБТЦ-МШ – аккумулировала в себе все положительные наработки и опыт предыдущих лет. Тональные рельсовые цепи этой системы используются не только на перегоне, но и на станциях. Ярким примером тому является система интервального регулирования движения поездов с подвижными блок-участками на Московском центральном кольце.
Основной функцией системы Маневровой автоматической локомотивной сигнализации (МАЛС) является обеспечение непроезда маневровыми локомотивами светофоров с запрещающими показаниями на станции. Объектом управления системы являются маневровые локомотивы, оборудованные устройствами МАЛС.
На станции Лужская в парке прибытия сортировочной системы внедрена новая функция системы МАЛС – управление маневровым локомотивом без участия машиниста.
Функция МАЛС БМ обеспечивает выполнение маневровым локомотивом операций заезда под состав, сцепки с вагонами и проверки сцепки в парке приёма станции Лужская без участия машиниста.
Первые системы диспетчерской централизации (ДЦ), появившиеся в тридцатые годы прошлого века, были выполнены на релейно-контактной аппаратуре и обладали определенными недостатками: малым быстродействием, недостаточной помехозащищенностью, необходимостью частой и тщательной регулировки релейной аппаратуры.
Эти недостатки в значительной степени были устранены в 50-е годы при переходе на полупроводниковую технику, когда была создана полярно-частотная система ДЦ – ПЧДЦ, кроме этого значительно повысилась надежность технических средств. В 60-е годы ей на смену пришла более современная и быстродействующая система частотной ДЦ – ЧДЦ. Затем в 70-е годы были разработаны и широко внедрены системы «Нева» и «Луч», в которых были использованы преимущества совершенствовавшейся полупроводниковой техники.
Тем не менее, возрастающие требования эксплуатации по увеличению объемов и скоростей передаваемой информации, сокращению эксплуатационных расходов, повышению надежности работы привели к поиску еще более современных технических средств. В результате были созданы микропроцессорные системы ДЦ, одной из них является ДЦ «Сетунь». Ее можно встретить на всех железных дорогах страны.

АРМ ДЦ «Сетунь» первого поколения

Современная цифровая радиосвязь применяется совместно с системами автоматики для управления движением поездов, передавая на борт команды управления и принимая информацию о местонахождении и параметрах движения поездов.
На сети железных дорог России начато развёртывание цифровых систем радиосвязи стандартов DMR и GSM-R.
Более 3 тыс. км оснащено оборудованием цифровой системы радиосвязи стандарта DMR. Эта система радиосвязи обеспечивает надёжную радиосвязи и передачу данных для систем безопасности.
На участках Туапсе – Роза-Хутор введена в эксплуатацию цифровая система радиосвязи стандартов GSM-R. Завершается внедрение такой системы радиосвязи на участке Санкт-Петербург – Бусловская и на Усть-Лужском железнодорожном узле.
На опытном участке Московской железной дороги проводятся испытания перспективной системы радиосвязи стандарта LTE. Это система радиосвязи четвёртого поколения. LTE-R, в перспективе, может использоваться для решения технологических задач, включающих:
- организацию поездной радиосвязи;
- обеспечение передачи команд управления движением поезда (при этом объем передаваемой информации при использовании GSM-R и LTE-R примерно одинаков);
- передачу видеоинформации из поезда в ситуационный центр из кабины машиниста и из пассажирских вагонов;
- передачу видеоинформации машинисту поезда о ситуации перед поездом (на платформе, переезде, переходе и т.д.);
- оповещение в экстренных ситуациях.
В 80-е годы были разработаны первые информационные автоматизированные системы («АСОУП», «ДИСПАРК», «ДИСКОР», «ЭКСПРЕСС»), связанные с отдельными эксплуатационными задачами железнодорожного транспорта. Только современное развитие вычислительной техники позволило перейти к созданию центров управления перевозками (ЦУП). В то же время разработки, связанные с верхним и средним уровнями управления непрерывно продолжаются – создается новое программное обеспечение для решения новых задач, связанных с совершенствованием железнодорожного транспорта.
В настоящее время внедряется комплексная интегрированная система ИСУЖТ, которая реализует новый инновационный подход к управлению всеми циклами производственного процесса на железнодорожном транспорте, позволяя объединить различные технологические приложения на современных программных и интеллектуальных системно-технических решениях.
ИСУЖТ – это управляющая система на основе адаптивного планирования. В режиме реального времени с учетом сложившейся обстановки производится автоматическая корректировка планов (как объемных, так и детализированных) по разным аспектам деятельности железной дороги.
Совершенствование средств ЖАТ и технологий управления, в первую очередь, преследовало цель повышения надежности и безопасности их функционирования.

Работа диспетчеров ЦУП