Инновационные направления повышения надежности и эффективности средств железнодорожной автоматики и телемеханики
В настоящее время основными перспективными направлениями повышения надежности и эффективности являются:
- прогнозирование изменения параметров и прочности объектов;
- назначение граничных полей допуска параметров;
- определение параметров и закономерностей изменения нагрузок и воздействий;
- разработка моделей надежности (отказов);
- сбор информации о текущем состоянии и об отказах;
- анализ причин отказов;
- разработка средств и методов диагностики;
- выбор и расчет параметров стратегии технического обслуживания;
- организация работ по поддержанию надежности;
- значительное увеличение объема используемой информации для повышения качества управления за счет широкого применения спутниковых технологий и инфотелекоммуникационных технологий для точного определения координат поездов и других параметров объектов инфраструктуры;
- создание единого информационного пространства и единой высокоточной цифровой координатной системы железнодорожного транспорта;
- использование логического контроля за действиями персонала, в первую очередь, связанного с обеспечением безопасности движения поездов.
Сравнение подходов к обеспечению надежности и безопасности на железнодорожном транспорте и в гражданской авиации
Критерий |
Железнодорожный транспорт |
Гражданская авиация |
Предпосылки безопасности |
При обнаружении опасности происходит переход в безопасное состояние и обеспечивается его дальнейшее сохранение |
Непрерывность обеспечения безопасности в полете и при посадке |
Требования к безопасности |
Абсолютные |
Относительные |
Целевые показатели безопасности |
Качественные |
Количественные |
Единица рассмотрения (при анализе) |
Компонент. Система строится из безопасных компонентов |
Функция. Вероятность неправильных функций должна быть достаточно малой |
Испытания |
Проводятся независимым экспертом |
Проводятся лицензированной конструкторской организацией (изготовителем), контроль осуществляется независимым экспертом |
Задание требований к процессу разработки |
Только косвенно |
По соглашению для каждого проекта |
Степени безопасности |
Две (безопасно или нет с точки зрения сигнализации) |
Пять (деление на степени на основе последствий) |
