Вагонное хозяйство
Единая технология технического обслуживания составов грузовых поездов
Для качественной подготовки составов в рейс проводится работа по внедрению новых технологий.
С 1 августа 2010 г. разработана и введена в действие на основных сортировочных станциях сети «Единая технология технического обслуживания составов грузовых поездов». Основной акцент при разработке этой технологии сделан на эффективную расстановку смотровых бригад и объединение их функций по осмотру, ремонту вагонов и выполнению операций по опробованию тормозов, что позволяет добиться сокращения времени простоя составов в ожидании обработки. В данной технологии учтены требования, предъявляемые к выполнению установленного норматива времени на техническое обслуживание грузовых поездов в парках сортировочных станций (30, 45, 57 мин) и технологической численности осмотрщиков вагонов необходимой для выполнения установленных операций по осмотру и ремонту вагонов в поездах.
Суть технологии такова – для выполнения технологических операций на поезде из 71 условного вагона по расчету требуется 8 осмотрщиков вагонов. Для этого поезд делится на 7 частей и 7 осмотрщиков вагонов, и каждому осмотрщику вагонов требуется произвести осмотр, ремонт и опробование тормозов у группы из 10-11 вагонов. Один осмотрщик вагонов выделяется для выполнения сокращенного опробования тормозов.
Результаты работы ПТО важнейших сортировочных станций по Единой технологии показывают, что при увеличении в 2011 г. на 4% числа обработанных поездов на ПТО сортировочных станций количество отцепленных вагонов по техническим неисправностям от поездов своего формирования сократилось на 18%, от транзитных поездов – на 5%.
В настоящее время по Единой технологи работают 32 ПТО расположенные на важнейших сортировочных станциях сети дорог, ведется работа по внедрению ее на всех сортировочных станциях сети.
Средства малой механизации для технического обслуживания вагонов
(ПКБ ЦВ ОАО «РЖД»)
Носитель, тип |
колёсный полноприводный транспортёр |
Двигатель, тип |
дизельный Lombardini 425 |
Мощность, кВт |
13 |
Колёсная формула |
4х4 |
Скорость передвижения, км/ч |
5 |
Габаритные размеры, мм длина ширина высота |
2000 1200 1600 |
Вес, кг |
700 |
В состав приспособления входят следующие составные части:
- полноприводный транспортер с 3-поточной гидростанцией;
- гидравлический толкатель с рельсовыми захватами;
(ПКБ ЦВ ОАО «РЖД»)
Комплекс выполнен на базе самоходного транспортного средства МКСМ-800, включает в себя следующие быстросменяемые силовые модули:
- подъема надрессорной балки,
- демонтажа-монтажа крышек разгрузочных люков,
- смены поглощающих аппаратов и ремонта (смены) автосцепки.
Грузоподъемность номинальная, кгс |
800 |
Скорость движения, км/ч |
0-10 |
Тип двигателя |
дизельный четырехтактный |
Максимальная сила тяги, кН (кгс) |
24 (2400) |
Минимальный радиус поворота, мм |
2440 |
Работа на уклоне, не более |
5° |
Торможение стояночным тормозом на уклоне, |
не более 13°
|
Преодолеваемый подъем |
13° |
Колесная формула |
4x4 |
Габаритные размеры, мм: длина ширина высота |
3270 1680 2215 |
Масса в снаряженном состоянии, кг |
4040 |
(ПКБ ЦВ ОАО «РЖД»)
Комплекс обеспечивает: продувку сжатым воздухом тормозной магистрали вагона; зарядку тормозной сети вагона; отпуск тормоза вагона; определение плотности тормозной сети вагона; проверку действия тормоза вагона на торможение и отпуск; определение выхода штока тормозного цилиндра; занесение измеренных величин в базу данных. Установка обеспечивает проверку тормоза как с повагонным, так и с потележечным торможением.
Давление сжатого воздуха, кгс/см2 |
6,5-9,0 |
Время проверки плотности ТС, с |
300 |
Время проверки плотности ТЦ, с |
120 |
Потребляемая мощность, кВт |
0,06 |
Напряжение аккумуляторной батареи, В |
-12+2 |
Габаритные размеры, мм: глубина ширина высота |
550 500 1000 |
Масса, кг |
50 |
Конструктивно комплекс состоит из следующих базовых блоков:
- платформа на резиновом ходу, позволяющая перемещать его по территории участка отцепочного ремонта и устанавливать непосредственно около вагона;
- пневматический блок;
- блок управления и регистрации, установленный на платформе;
- стационарный блок, выполняющий функции обработки и хранения данных, установленный в помещении оператора.
(ПКБ ЦВ ОАО «РЖД»)
Габаритные размеры мобильного поста не более, мм: длина ширина высота |
860 850 1350 |
Масса мобильного поста не более, кг |
330 |
Расход сжатого воздуха, м3/мин |
3 |
Выполняемые операции: замена пружинного комплекта и фрикционных клиньев; замена коробки скользуна; замена центрирующей балки; поджатие крышки люка полувагона; перекусывание проволоки и гаек; отворачивание и затяжка болтовых соединений; перевозка вагонных запчастей.
Мощность двигателя, кВт (л.с.) |
14,7 (20) |
Скорость передвижения, км/ч |
3-5 |
Грузоподъемность прицепа, кг |
400 |
Габариты поста, мм: длина ширина высота |
2400 850 140 |
(ПКБ ЦВ ОАО «РЖД»)
Выполнена в виде передвижного модуля на резиновом ходу, оборудованного пневмо-гидравлической системой, ложементами с гидравлическими наклонами, двумя пневмокранами, двумя гидрораспределителями, кюветами для хранения валиков шплинтонов и инструмента.
- сокращение времени на монтаж-демонтаж люков полувагонов;
- снижение трудозатрат;
- высвобождение контингента.
(ПКБ ЦВ ОАО «РЖД»)
Предназначена для правки разгрузочных люков полувагонов на ПТО и ППВ.
Мощность двигателя, кВт(л.с.) |
14,7 (20) |
Скорость передвижения, км/ч |
3-5 |
Давление в гидросистеме, мПа |
14 |
Усилие домкратов, тс |
4-16 |
Габариты поста, мм длина ширина высота |
2150 1220 1500 |
Масса, кг |
1093 |
Эффектообразующие факторы:
Ожидаемый экономический эффект: 740 тыс. руб. в год
- снижение трудозатрат;
- высвобождение контингента;
- повышение качества технического обслуживания.
Применяется для механизации работ в ПТО и ППВ.
Выполняемые операции: замена пружинного комплекта; замена фрикционных клиньев; замена прокладки буксового проема; замена коробки скользуна; замена центрирующей балки; поджатие, правка и замена крышки люка полувагона; замена автосцепки; замена торцевых дверей полувагона; раздвижка вагонов; затяжка гаек крепления хомута цистерны; перекусывание проволоки гаек и резка гаек; удаление остроконечного наката; сварочные работы; затяжка болтовых соединений; клепка фрикционных планок.
Оборудование: тягач, оснащенный грузовым манипулятором; многоконтурная гидросистема; световая установка; дизельный двигатель; обогрев кабины; сварочный генератор; барабанный удлинитель; прицеп для перевозки приспособлений, инструмента и запчастей.
Технические характеристики
Мощность двигателя, л.с. |
20 |
Скорость передвижения, км/ч, не более |
25 |
Габаритные размеры трактора, мм: |
|
длина |
3400 |
ширина |
1500 |
высота |
2200 |
Минимальное расстояние между осями смежных путей, мм |
6500 |
Системы диагностики подвижного состава
Позволяет выявлять дефекты буксовых узлов на ранней стадии их развития путем измерения и анализа акустических шумов, излучаемых вибрацией дефектных подшипников буксовых узлов поездов, проходящих пост ПАК
Измерения проводятся при скоростях движения поезда – от 30 км/ч.
Дифференцирование результатов измерений по 3-м уровням.
Исполнение антивандальное с термостабилизацией.
(ООО «Сибирский центр новых транспортных технологий», Новосибирск)
Комплекс предназначен для измерений геометрических параметров цельнокатаных колес, измерений расстояния между внутренними гранями ободьев колес на подходах поезда к станции, регистрации неисправностей колесных пар и оперативной передачи полученной информации на ближайший пункт технического обслуживания вагонов (ПТО).
Измерения производятся при скорости движения поезда от 15 до 60 км/ч. Диапазон рабочих температур от -50°С до +50°С.
Диапазон измерений, мм: равномерного проката по кругу катания толщины гребня толщины обода диаметра по кругу катания размеров имитатора колеса поверочного приспособления, мм |
от 0 до 10 от 20 до 33 от 18 до 80 от 844 до 964 28, 130 |
Пределы допускаемой абсолютной погрешности, мм |
± 0,5
|
Система включает:
- блок лазерных маркеров;
- комплект оборудования пункта первичной обработки и передачи информации;
- сервер базы данных и АРМ оператора;
- педали электронные;
- комплект программного обеспечения.





Дистанция измерений колебаний вагона, мм |
2500-3500 |
Диапазон измерений, мм |
± 150 |
Амплитуда обнаруживаемых горизонтальных поперечных колебаний (разрешающая способность), мм |
10 |
Частота обнаруживаемых колебаний, Гц |
10 |
Частота обнаруживаемых колебаний, Гц |
1-12 |
Электропитание оборудования, В (Гц) |
220 (50) |
Мощность, потребляемая оборудованием, кВт на открытом воздухе в отапливаемом помещении |
1,2 1 |
Средний срок службы, лет, не менее |
5 |
Диапазон скоростей движения для выявления повышенных колебаний кузова вагонов, км/ч |
50-75 |
Средняя наработка на отказ, ч, не менее |
10500 |