Локомотивы грузового движения
Электровоз 4ЭС5К
Электровоз марки 4ЭС5К грузовой переменного тока с асинхронными тяговыми двигателями. Электровоз имеет беспрецедентную мощность – 13120 кВт, что позволит обеспечить вождение тяжеловесных поездов на восточном полигоне ОАО «РЖД» в условиях сложного природного рельефа, в частности грузовых поездов массой 7100 тонн на участках БАМа Тайшет – Таксимо без применения локомотивов подталкивания, а также для вождения грузовых поездов массой до 9000 тонн.
Локомотив 4ЭС5К максимально унифицирован с серийно выпускаемыми электровозами семейства «Ермак» Новочеркасского электровозостроительного завода, но в отличие от них на нем реализована функция поосного регулирования силы тяги, позволяющая оптимально распределить тяговую нагрузку между осями и реализовать максимальный коэффициент тяги электровоза, т.е. увеличить вес перевозимых грузов.
Кроме того, внедрена микропроцессорная система управления с расширенными функциями диагностирования оборудования и осуществляющая передачу диагностической информации на серверы ремонтных депо и завода-изготовителя для оперативного устранения неисправностей.
На электровозе 4ЭС5К устанавливается колесно-моторный блок с моторно-осевыми подшипниками качения, который позволяет сократить время на техническое обслуживание и снизить эксплуатационные расходы.
Применение на электровозе переменного рекуперативного торможения позволяет снизить удельный расход электроэнергии на тягу поездов на 15-17%.
На электровозе созданы комфортные условия для работы локомотивных бригад – бустерные секции оборудуются туалетной комнатой и комнатой для локомотивной бригады, которые соответствуют всем современным санитарным, эргономическим нормам и нормам безопасности.
Назначение электровоза |
грузовой |
Число секций |
4 |
Номинальное напряжение, кВ(Гц) |
25/50 |
Колея, мм |
1520 |
Осевая формула |
4(20-20) |
Нагрузка от колесной пары на рельсы, кН |
250 |
Конструкционная скорость, км/ч |
120 |
Мощность (часовая/продолжительная), кВт |
13120 |
Вид электрического торможения |
рекуперативное |
Электровоз 2ЭС5
Магистральный грузовой двухсекционный электровоз пятого поколения 2ЭС5 предназначен для вождения грузовых поездов на электрифицированных железных дорогах (переменный ток напряжением 25 кВ промышленной частоты 50 Гц). На электровозе применен асинхронный тяговый привод с индивидуальными инверторами напряжения и поосным регулированием, что позволяет снизить энергопотребление и затраты на техобслуживание.В конструкцию заложены существенно увеличенные по сравнению с локомотивами предыдущих поколений межремонтные пробеги. Новые дисковые тормоза и противоюзная защита позволяют сократить тормозной путь при неблагоприятных погодных условиях и высокой скорости движения.
Безбандажные колеса с ресурсом не менее 1 млн. км позволяют увеличить пробеги между крупными видами ремонтов.
Высокая степень унификации оборудования с электровозами ЭП20.
Электровоз выпускается с 2013 г. Новочеркасским электровозостроительным заводом.

Наименование |
Значение показателя |
Год начала выпуска |
2012 |
Тип тягового привода |
асинхронный |
Осевая формула | 2 (20-20) |
Мощность продолжительного режима на валах тяговых двигателей, кВт, не менее |
8400 |
Коэффициент мощности в продолжительном режиме, не менее |
0,95 |
КПД в продолжительном режиме, не менее |
0,86 |
Сила тяги, кН при трогании с места в продолжительном режиме |
833 595 |
Межремонтные пробеги: ТО ТР СР |
1,5·104 км 100·103 км 1000·103 км |
Максимальная скорость в эксплуатации, км/ч |
120 |
Статическая нагрузка от колесной пары на рельс, кН (тс) |
245 (25) |
Максимальное тормозное усилие, кН |
500 |
Мощность рекуперативного тормоза, кВт |
7600 |
Масса электровоза, т |
200 |
Регулирование тягового усилия |
поосное |
Питание двигателей вспомогательного привода |
статический преобразователь |
Система противоюза |
есть |
Срок службы электровоза, лет |
40 |
Моторно-осевые подшипники качения |
есть
|
Модульная кабина машиниста | |
Винтовой компрессор с системой осушки воздуха | |
Модульность компоновки оборудования электровоза | |
Плавное регулирование силы тяги и торможения | |
Укладка силового монтажа в желоба | |
Автоведение | |
Наличие статического преобразователя собственных нужд |
Грузовой электровоз 2ЭС7
(ООО «Уральские локомотивы»)Двухсекционный грузовой восьмиосный электровоз 2ЭС7 с максимальной мощностью 8800 кВт разработан совместно со специалистами компании Siemens AG. Электровоз предназначен для вождения грузовых поездов на железных дорогах колеи 1520 мм, электрифицированных переменным током, напряжением 25 кВ.
Оборудован асинхронными тяговыми электродвигателями, опорно-осевым подвешиванием, с опорой на ось через подшипники качения.
На электровозе предусмотрена возможность сцепления и соединения по цепям управления двух электровозов (11201+11201) или одного восьмиосного электровоза и четырехосной секции электровоза по системе многих единиц с синхронным управлением сцепа из любой кабины машиниста
Электровоз 2ЭС7 способен водить поезда массой до 9000 т в зависимости от профиля участка.

Наименование |
Показатель |
Номинальное напряжение на токоприемнике, кВ |
25,0 |
Осевая формула |
2 (20-20) |
Конструкционная скорость, км/ч |
120 |
Статическая нагрузка от колесной пары на рельсы, кН |
245 |
Максимальная мощность на валах тяговых двигателей, кВт |
8800 |
Максимальная сила тяги при трогании, не менее, кН |
784 |
Мощность продолжительного режима на валах тяговых двигателей, не менее, кВт |
|
Сила тяги продолжительного режима при скорости |
|
Электровоз магистральный грузовой односекционный с двумя кабинами управления четырехосный переменного тока предназначен для вождения контейнерных и грузовых поездов и для хозяйственных работ на железных дорогах колеи 1520 мм..
Наименование параметра |
Величина |
Номинальное напряжение, кВ |
25 |
Частота, Гц |
50 |
Формула ходовой части |
20-20 |
Колея, мм |
1520 |
Нагрузка от оси на рельсы, кН (тс) |
245±5 (25,0±0,5) |
Мощность часового режима на валах тяговых двигателей, кВт, не менее |
3280 |
Сила тяги часового режима, кН (тс), не менее |
232(23,65) |
Скорость часового режима, км/ч, не менее |
49,9 |
Мощность продолжительного режима на валах тяговых двигателей, кВт, не менее |
3060 |
Сила тяги продолжительного режима, кН, (тс), не менее |
211,5(21,55) |
Скорость продолжительного режима, км/ч не менее |
51,0 |
Конструкционная скорость, км/ч |
110 |
Коэффициент мощности в продолжительном режиме, не менее |
0,84 |
КПД в продолжительном режиме, не менее |
0,86 |
Масса электровоза с 0,67 запаса песка, т |
100±2 |
Электрическое торможение |
рекуперативное |
Номинальная длина электровоза по осям автосцепок, мм |
19300 |
Номинальная высота от головки рельса до рабочей поверхности полоза токоприёмника в опущенном положении, мм |
5050 |
Высота от головки рельса до оси автосцепки, мм |
1060±20 |
Передаточное отношение зубчатой передачи |
88/21 |

Наименование параметров |
В составе 2 секций |
В составе 3 секций |
Номинальное напряжение, В |
25000 | |
Частота, Гц |
50 | |
Формула ходовой части |
2 (20-20) |
3 (20-20) |
Нагрузка от оси на рельсы, кН (тс) |
235 ± 5 (24,0 ± 0,5) | |
Сила тяги часового режима, кН (тс), не менее |
464(47,3) |
696(71,0) |
Скорость часового режима, км/ч, не менее |
49,9 | |
Сила тяги продолжительного режима, кН, (т), не менее |
423(43,1) |
634(64,7) |
Скорость продолжительного режима, км/ч не менее |
51,0 | |
Максимальная скорость в эксплуатации, км/ч |
110 | |
КПД в продолжительном режиме, не менее |
0,85 | |
Масса электровоза с 0,67 запаса песка, т |
192 ± 4 |
288 ± 6 |
Электрическое торможение |
рекуперативное | |
Номинальная длина электровоза по осям автосцепок, мм |
35004 |
52506 |
Номинальная длина электровоза по осям автосцепок, мм |
35004 |
52506 |
Грузовой электровоз постоянного тока 2ЭС4К «Дончак»
Преимущества электровоза 2ЭС4К в сравнение с электровозом ВЛ11:
- мощность часового режима увеличена на 40%;
- сила тяги увеличена на 15%;
- удельный расход электроэнергии снижен на 7-12%;
- возможность работы по системе многих единиц;
- применена микропроцессорная система управления силовым вспомогательным электрооборудованием электровоза;
- для привода главных компрессоров и вентиляторов применены асинхронных электродвигатели с короткозамкнутым ротором, получающим питание от статического преобразователя собственных нужд (ПСН);
- трехступенчатое регулирование производительности вентилятора охлаждения;
- плавный запуск главных компрессоров;
- предусмотрена возможность работы электровоза в режиме тяги с независимым возбуждением тяговых электродвигателей;
- оборудован современными системами безопасности и пожаротушения.
Сокращение стоимости жизненного цикла на 15%.
Разработчик: ОАО «ВЭлНИИ»
Производитель: ООО «Новочеркасский электровозостроительный завод»

Основные технические характеристики |
ВЛ11 (эксплуатируемый) |
2ЭС4К |
Номинальное напряжение, кВ |
3,0 |
3,0 |
Осевая формула |
2 (20-20) |
2 (20-20) |
Нагрузка от колесной пары на рельс, тс |
23,0 |
24,0 |
Мощность в часовом режиме, кВ |
5360 |
6400 |
Сила тяги в часовом режиме, тс |
39,5 |
44,3 |
Скорость в часовом режиме, км/ч |
48,7 |
52,0 |
Максимальная скорость в эксплуатации, км/ч |
100 |
120 |
Электрическое торможение |
реостатно-рекуперативное |
реостатно-рекуперативное |

Производитель |
Синара |
Число секций |
2 |
Номинальное напряжение на токоприемнике, кВ(Гц) |
3 |
Колея, мм |
1520 |
Осевая формула |
2(20-20) |
Служебная масса, т |
196 |
Нагрузка от колесной пары на рельсы, кН |
245 |
Длина, мм |
34000 |
Конструкционная скорость, км/ч |
120 |
Мощность (часовая/продолжительная), кВт |
6440/6000 |
Сила тяги (часовая/продолжительная), кН |
464/418 |
Вид электрического торможения |
рекуперативное реостатное |
Электровоз постоянного тока 2ЭС10 «Гранит»
На электровозе применены асинхронные двигатели с опорно-осевым подвешиванием с использованием моторно-осевых подшипников качения.
В сравнении с эксплуатирующимися магистральными грузовыми электровозами постоянного тока (ВЛ10, ВЛ11, 2ЭС4К, 3ЭС6) электровоз 2ЭС10 имеет следующие технико-экономические преимущества:
- повышение уровня безопасности и улучшения условий работы локомотивной бригады (машиниста);
- повышение надежности за счет применения микропроцессорной системы управления, безопасности и диагностики, а также за счет использования управляемых статических преобразователей (снижение количества контактных элементов) и асинхронных тяговых электродвигателей

Назначение электровоза |
грузовой |
Число секций |
2 |
Номинальное напряжение на токоприемнике, кВ(Гц) |
3 |
Колея, мм |
1520 |
Осевая формула |
2(20-20) |
Служебная масса, т |
200 |
Нагрузка от колесной пары на рельсы, кН |
250 |
Длина электровоза, мм |
34000 |
Конструкционная скорость, км/ч |
120 |
Мощность (часовая/продолжительная), кВт |
8800/8400 |
Сила тяги (часовая/продолжительная), кН |
784/538 |
Вид электрического торможения |
рекуперативное реостатное |
Грузовой магистральный тепловоз 2ТЭ25КМ
На новом тепловозе в качестве силовой установки применен 16-цилиндровый дизель-генератор 18-9ДГ мощностью 2650 кВт (3600 л.с.) производства ОАО «Коломенский завод».
Кузов нового локомотива максимально унифицирован с кузовом тепловоза 2ТЭ25А «Витязь», серийно выпускаемого БМЗ. Экипажная часть 2ТЭ25КМ выполнена на базе хорошо себя зарекомендовавшей в эксплуатации экипажной части серийно выпускаемых тепловозов серий ТЭМ18ДМ и 2ТЭ116У.
На тепловозе применена система пассивной безопасности, защищающая локомотивную бригаду при аварийных ситуациях. Кабина машиниста оборудована системой кондиционирования воздуха, микроволновой печью, холодильником, автономным обогревателем. Для улучшения условий работы локомотивной бригады используются новые вибродемпфирующие материалы. Улучшена эргономика кабины машиниста и тепловоза в целом.
В новом локомотиве используются блочно-модульные конструкции дизель-генераторной установки и секций охлаждающего устройства.
В 2015 году Брянским машиностроительным заводом изготовлено для ОАО «РЖД» 68 тепловозов серии 2ТЭ25КМ.
Наименование параметра |
Значение |
Назначение |
магистральный |
Мощность по дизелю, кВт (л. с.) |
2х2000 (2х3600) |
Служебная масса, т. |
2х144 |
Осевая (колесная) формула |
2х(3о - 3о) |
Габарит по ГОСТ 9238 |
1-Т |
Статическая нагрузка от колесной пары на рельсы, кН (тс) |
235,4 (24) |
Конструкционная скорость, км/ч |
100 |
Мозность реостатного тормоза, кВт | 2800 |
Сила тяги при трогании с места, кН |
2х42,15 |
Магистральный тепловоз ТГ16М
Магистральный грузо-пассажирский тепловоз ТГ16М разработан ОАО «Людиновотепловоз» для замены на о.Сахалин тепловозов ТГ16, которые сняты с производства в 1974 году.
Тепловоз ТГ16М имеет следующие отличительные особенности по сравнению с тепловозом ТГ16:
- мощность увеличена на 22%;
- на тепловозе установлена кабина машиниста модульного типа с унифицированным пультом управления;
- на тепловозе применены микропроцессорная система управления и диагностики, гидропередача компании VOIT;
- сила тяги длительного режима тепловоза увеличена на 13,5%.
- конструкционная скорость тепловоза – 100 км/ч.
При переводе тепловоза ТГ16 с колеи 1520 мм на колею 1067 мм требуется замена тележек, для тепловоза ТГ16М – производится замена колесных пар с осевыми редукторами.
Начало разработки – 2012 год
Наименование параметра |
Значение |
Осевая формула |
2(2–2) |
Полная мощность тепловоза по дизелям, л. с. |
2х2000 |
Габарит |
1-Т по ГОСТ 9238 |
Ширина колеи, мм |
1067/1520 |
Скорость конструкционная, км/ч |
100 |
Нагрузка на ось, тс |
21 ±3 % |
Сила тяги при трогании с места, тс, |
2х27,7 |
Сила тяги расчетного режима, тс |
2х17,6 |
Система управления тепловозом |
Микропроцессорная |
Грузовой магистральный тепловоз 3ТЭ116У
Трехсекционный магистральный грузовой тепловоз 3ТЭ116У с электрической передачей переменно-постоянного тока выпускается ОАО ХК «ЛУГАНСКТЕПЛОВОЗ» и является усовершенствованной в соответствии с современными требованиями конструкцией тепловоза 2ТЭ116. На нем установлен 16-цилиндровый 4-тактный дизель повышенной мощности 5Д49, тяговые электродвигатели ЭД133, применена система поосного регулирования силы тяги, микропроцессорная система регулирования, управления и технической диагностики.
Тепловоз 3ТЭ116У призван заменить тепловозы серии 3ТЭ10М с дизелями типа 10Д100. Экономическая эффективность, согласно технико-экономическому основанию, определяется следующими параметрами:
- Рост производительности относительно базового тепловоза 3ТЭ10М на 8%;
- Сокращение годовых затрат на дизельное топливо на 15,5% на расчетном участке;
- Сокращение расходов на дизельное масло на 10% или 30,0 тыс. руб. в год.
- Сокращение платежей за выброс загрязняющих веществ в атмосферу на 10% или 31,0 тыс. руб. в год;
- Сокращение ежегодных расходов на ремонт с учетом роста производительности локомотива с 16 205,7 до 13 689,8 тыс. руб. в год по сравнению с базовым тепловозом.
В ноябре 2013 года тепловоз принят комиссией ОАО «РЖД».
Луганским тепловозостроительным заводом изготовлено 16 тепловозов 3ТЭ116У, которые эксплуатируются на Северо-Кавказской и Юго-Восточной железных дорогах.
Наименование показателя |
Значение |
Формула ходовой части |
3(30-30) |
Нагрузка от колесной пары на рельсы, кН (тс) |
227,2(23,17) |
Служебная масса, т |
3х139 |
Конструкционная скорость, км/ч |
100 |
Мощность, кВт (л.с.), не менее |
3х2650 (3х3600) |
Мощность электрического тормоза, кВт, не менее |
5735 |
Сила тяги в длительном режиме, кН (тс), не менее |
3х323,6 (3х33) |
Скорость в длительном режиме, км/ч, не менее |
22,9 |
Длина тепловоза по осям автосцепок, мм |
3х18700 |
Минимальный радиус проходимых кривых, м |
125 |
Номинальный диаметр колеса по кругу катания при новых бандажах, мм |
1050 |
Запасы, кг:
|
|
Грузовой магистральный двухсекционный тепловоз 2ТЭ25А производства ОАО Брянский машиностроительный завод» – первый российский магистральный двухсекционный тепловоз с асинхронным приводом мощностью 2x2500 кВт, с электрической передачей переменно-переменного тока, с поосным регулированием силы тяги.
Тепловоз предназначен для вождения грузовых поездов на железных дорогах Российской Федерации колеи 1520 мм. Тепловоз может успешно эксплуатироваться во всех странах СНГ и других странах.
По параметрам минимального воздействия на путь тепловоз соответствует лучшим мировым образцам. Стоимость жизненного цикла меньше на 22%, чем у его ближайшего аналога - грузового тепловоза 2ТЭ116У Луганского завода.
На тепловозе использованы современные конструкторские решения: электронная система подачи топлива и перепуска надувочного воздуха; электродинамический тормоз с принудительным охлаждением тормозных резисторов; системы контроля, управления и защиты, выполненные на базе микропроцессорного программно-аппаратного комплекса; винтовой маслонаполненный компрессор повышенной производительности и др. Установлен модульный дизельный агрегат 21-26ДГ-01, состоящий из двенадцатицилиндрового дизеля 12ЧН26/26 мощностью 2500 кВт и тягового агрегата АСТГ2 2800/400-1000, смонтированных на общей поддизельной раме с применением упругих амортизаторов. На тепловозе 2ТЭ25А применены новый трехосные бесчелюстные тележки с двухступенчатым рессорным подвешиванием и радиальной установкой колесных пар. Асинхронные тяговые электродвигатели имеют опорно-осевое маятниковое подвешивание, моторно-осевые подшипники качения с постоянной смазкой. Тяговые усилия от каждой тележки на кузов секции передаются через низкорасположенный на уровень осей колесных пар шкворневой узел, что увеличивает механический коэффициент использования сцепного веса локомотива.
Отличительной особенностью тепловоза 2ТЭ25АМ является дизель-генератор на базе немецкого двадцатицилиндрового дизеля 20V4000R43 производства MTU.
Тепловозы эксплуатируются на Дальневосточной железной дороге.

Назначение тепловоза |
грузовой |
Число секций |
2 |
Тип дизеля (число цилиндров) |
12ЧН26/26 (12) |
Колея, мм |
1520 |
Осевая формула |
2(30-30) |
Служебная масса, т |
2х(144) |
Нагрузка от колесной пары на рельсы, кН |
240 |
Длина тепловоза, мм |
2х(20000) |
Конструкционная скорость, км/ч |
120 |
Мощность по дизелю, кВт |
2х(2500) |
Сила тяги (при трогании с места/продолжительная), кН |
2х(440/390) |
Тип передачи |
электрическая переменного тока |