Пассажирский подвижной состав
Инновационный двухэтажный подвижной состав ОАО "ФПК"
С целью увеличения вместимости пассажирского подвижного состава и повышения пропускной способности железнодорожной инфраструктуры за счет сокращения количества пассажирских поездов на производственных мощностях ОАО «Тверской вагоностроительный завод» был разработан и изготовлен уникальный модельный ряд двухэтажных вагонов.
Двухэтажные пассажирские вагоны разработаны в четырех вариантах (моделях), которые полностью обеспечивают перевозку пассажиров на любые расстояния по сети электрифицированных железных дорог с различными требованиями комфорта в зависимости от класса.
Базовым вагоном можно назвать модель 61-4465, это купейный вагон с 32 или 64 спальными местами (16 купе) в зависимости от исполнения с двухместным или соответственно с четырехместным купе.
Скорость |
160 км/ч |
Масса тары вагона |
65 т |
Количество спальных мест: - для пассажиров - для проводника |
64 1 |
Тип тележки |
безлюлечная |
Размеры вагона - ширина без гофр - длина по автосцепкам - высота |
3150 мм 26232 мм 5250 мм |
Система кондиционирования воздуха |
имеется |
Система экологически чистых туалетов |
имеется |
Система контроля, диагностики и управления (СКДУ) |
имеется |
Система безопасности поезда |
имеется |
Система контроля, управления доступом и охраны пассажирского поезда (СКУДОПП) |
имеется |
Вагон модели 61-4472 является купейным штабным и предназначен для перевозки пассажиров, в том числе и пассажира-инвалида с сопровождающим лицом. Количество спальных мест в данном вагоне 50 (в том числе отдельное двухместное специализированное купе для проезда пассажира колясочника и сопровождающего лица).
Скорость |
160 км/ч |
Масса тары вагона |
66 т |
Количество спальных мест: - для пассажиров
- для проводника |
50 (в том числе два места для проезда пассажира колясочника и сопровождающего лица) 1 |
Тип тележки |
безлюлечная |
Размеры вагона - ширина без гофр - длина по автосцепкам - высота |
3150 мм 26232 мм 5250 мм |
Система кондиционирования воздуха |
имеется |
Система экологически чистых туалетов |
имеется |
Система контроля, диагностики и управления (СКДУ) |
имеется |
Система безопасности поезда |
имеется |
Система контроля, управления доступом и охраны пассажирского поезда (СКУДОПП) |
имеется |
Планировка первого этажа
Планировка второго этажа

1 ТАМБУР ТОРМОЗНОГО КОНЦА ВАГОНА 2 СЛУЖЕБНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 3 КУПЕ С РАДИООБОРУДОВАНИЕМ 4 ЛЕСТНИЦА 5 ПАССАЖИРСКОЕ КУПЕ ПЕРВОГО ЭТАЖА 6 ТУАЛЕТ І |
7 ТУАЛЕТ ІІ 8 ДУШЕВАЯ 9 БЫТОВОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 10 ТУАЛЕТ ДЛЯ ИНВАЛИДА 11 КУПЕ ДЛЯ ИНВАЛИДА 12 ТЕХНИЧЕСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ |
13 КОРИДОР НЕТОРМОЗНОГО КОНЦА ВАГОНА 14 БОЛЬШОЙ КОРИДОР ПЕРВОГО ЭТАЖА 15 КОРИДОР ТОРМОЗНОГО КОНЦА ВАГОНА 16 БОЛЬШОЙ КОРИДОР ВТОРОГО ЭТАЖА 17 ПАССАЖИРСКОЕ КУПЕ ВТОРОГО ЭТАЖА 18 ТАМБУР НЕТОРМОЗНОГО КОНЦА ВАГОНА |
Вагон модели 61-4473 является вагоном рестораном и имеет 44 посадочных места в салоне второго этажа и 6 в баре на первом. Вагон-ресторан имеет две лестницы для подъема в салон ресторана и спуска в большой коридор и бар.
Скорость |
160 км/ч |
Масса тары вагона |
63 т |
Количество посадочных мест: - в салоне - в баре |
44 6 |
Тип тележки |
безлюлечная |
Размеры вагона - ширина без гофр - длина по автосцепкам - высота |
3150 мм 26232 мм 5250 мм |
Система кондиционирования воздуха |
имеется |
Система экологически чистых туалетов |
имеется |
Система контроля, диагностики и управления (СКДУ) |
имеется |
Система безопасности поезда |
имеется |
Система контроля, управления доступом и охраны пассажирского поезда (СКУДОПП) |
имеется |
Планировка первого этажа
Планировка второго этажа
1 ТАМБУР 2 СЛУЖЕБНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 3 КОРИДОР ТОРМОЗНОГО КОНЦА ВАГОНА 4 ЛЕСТНИЦА 5 КУХНЯ 6 МОЕЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ 7 КЛАДОВАЯ |
8 ТУАЛЕТ 9 БОЛЬШОЙ КОРИДОР 10 КОРИДОР НЕТОРМОЗНОГО КОНЦА ВАГОНА 11 САЛОН 12 БАР |
В IV квартале 2013 г. вагоны ведены в коммерческую эксплуатацию по маршруту Москва – Адлер поезда № 103/104 сформированного из первой партии (50 ед.) двухэтажных вагонов.
Экономические ожидания АО «ФПК», от приобретения двухэтажного подвижного состава, полностью оправдалась. За год в составах двухэтажных поездов перевезено свыше 400 тыс. пассажиров.
За год в составах двухэтажных поездов перевезено свыше 400 тыс. пассажиров.
По результатам эксплуатации принято решение о расширении полигона использования двухэтажного подвижного состава
Вагон модели 61-4492 оборудован местами для сидения и предназначен для эксплуатации на электрифицированных участках железных дорог на межобластных маршрутах протяженностью до 700 км, длительностью не более 6 часов и курсирующих в дневное время.
Вагон изготавливается в двух исполнениях: со стандартным интерьером («эконом») - 104 посадочных места и с улучшенным интерьером («бизнес») - 60 посадочных мест (в том числе отдельное двухместное VIP-купе).
Скорость |
160 км/ч |
Масса тары вагона |
Не более 60 т |
Количество посадочных мест: - в вагоне первого класса - в вагоне второго класса |
60 (в тои числе отдельное двухместное VIP-купе) 104 |
Тип тележки |
безлюлечная |
Размеры вагона - ширина кузова наружняя - длина по автосцепкам - высота |
3185 (+3; -7) мм 26232±20 мм 5250 мм |
Система кондиционирования воздуха |
имеется |
Система экологически чистых туалетов |
имеется |
Система контроля, диагностики и управления (СКДУ) |
имеется |
Система безопасности поезда |
имеется |
Система контроля, управления доступом и охраны пассажирского поезда (СКУДОПП) |
имеется |
Салон первого класса
Салон второго класса
Пассажирские составы с двухэтажными вагонами введены в эксплуатацию на маршрутах: Москва - Адлер, Москва –Санкт-Петербург, Москва – Казань, Москва – Самара и Москва – Воронеж.