16
955
3006744

Обеспечение доступности объектов железнодорожной инфраструктуры и пассажирского подвижного состава для пассажиров с ограниченными физическими возможностями

ОАО «Российские железные дороги» предпринимаются значительные меры по созданию оптимальных условий для проезда пассажиров с ограниченными физическими возможностями. Все вновь строящиеся и реконструируемые пассажирские объекты компании проектируются с учетом требований и правил, направленных на повышение качества обслуживания пассажиров и обеспечения доступа к ним категорий лиц с ограниченными возможностями. Ежегодно проводятся работы по установке специализированного оборудования на вокзалах и остановочных пунктах

При реконструкции предусматриваются специальные элементы инфраструктуры для маломобильных групп населения: на платформах и вокзалах обустраиваются пандусы, подъемно-транспортные механизмы, на маршрутах движения увеличиваются дверные проемы, открываются отдельные окна билетных касс для обслуживания инвалидов колясочников, устанавливается информационное оборудование, в том числе с использованием системы Брайля, тактильной разметки, а так же оснащение свето - визуальными табло, оборудуются специальные кабины в санитарно-технических комнатах.

Проекты комплексной реконструкции вокзальных комплексов, работы в рамках которых ведутся с 2009 года, предусматривают создание, на базе существующих вокзалов, высоко технологичных транспортных узлов с развитой общественно – деловой функцией, обеспечивающих доступ маломобильных групп граждан к современному сервисному обслуживанию на вокзальных комплексах.

При разработке проектных решений заданиями на проектирование предусматриваются конкретные требования по обеспечению на данных объектах прав маломобильных групп населения на беспрепятственное пользование железнодорожным транспортом.

Одним из успешных примеров практической реализации планов является Курский вокзал в Москве. В результате выполненной реновации вокзала на его территории и привокзальной площади работают специальные лифты, оборудованы санитарные комнаты, действуют информационные терминалы, построены пологие спуски, установлены пандусы и специализированные турникеты.



В качестве очередного качественно нового шага в этом направлении выполнена реконструкция Рижского вокзала г. Москвы. На базе указанного вокзала реализован полный комплекс современных мер и решений по обеспечению доступности маломобильных категорий граждан. Отработанные на Рижском вокзале проектные решения в дальнейшем будут тиражированы на сеть.

Модернизация платформенного хозяйства - не только важный элемент обеспечения безопасности движения поездов, но и один из ключевых элементов обеспечения доступности для маломобильных групп населения. На данный момент значительная часть пассажирских платформ не пригодны для комфортного использования маломобильными группами населения.

Разработан типовой проект «Модернизации платформенного хозяйства», удовлетворяющий нормам ПТЭ и доступности для маломобильных групп населения, планируется внедрение проекта на сети.

Указанная работа осуществляется во взаимодействии с Фондом содействия реализации Конвенции о правах инвалидов – «Доступная среда и универсальный дизайн» на основании «Соглашения о стратегическом партнерстве по созданию безбарьерной среды для инвалидов и иных маломобильных групп граждан на железнодорожных вокзалах и иных объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта», подписанного в июне 2011 года. Соглашение предусматривает проведение специалистами фонда экспертизы и сертификации проектов реконструкции по вопросам обеспечения доступности маломобильных групп населения, а также согласование разработанных проектов при прохождении Главгосэкспетизы.

Ведется системная работа по созданию условий для проезда в подвижном составе. В двух вагонах каждого скоростного поезда «Сапсан», имеется по одному месту с креплением для размещения инвалидных колясок. Место снабжено кнопкой вызова проводника. Вблизи находится специальный туалет, рассчитанный на использование инвалидами в колясках, оснащенный кнопкой аварийного вызова.

С декабря 2010 г. на Московской железной дороге эксплуатируются два электропоезда ЭД 4МК оборудованные аппарелями для въезда коляски с высокой платформы и местами для установки и фиксации инвалидных колясок в головных вагонах. Дополнительно 8 электропоездов «Аэроэкспресс» также оборудованы подобными системами.

Согласно договорам, заключенным в 2009-2010 гг. с компанией Сименс, ОАО «РЖД» приобретены электропоезда «Ласточка» (Desiro RUS). В проекте предусмотрена возможность размещения 4 пассажиров с ограниченными возможностями в колясках, по 2 в каждом головном вагоне. Вагоны имеют рампы для посадки/высадки на высокие платформы и универсальный санузел.

Кроме того, 7 сентября 2011 г. заключен договор с совместным предприятием компаний СИНАРА-групп и Сименс на поставку в период с 2015 по 2020 г. 240 электропоездов (Desiro RUS) с локализацией производства (до 80%) г. Екатеринбурге для обеспечения пригородного сообщения.

При отсутствии в поезде вагона со специализированными местами, оборудованными для проезда инвалидов, такой вагон может быть включен в состав поезда по заявке пассажира, поданной через билетную кассу или Центр содействия мобильности ОАО "РЖД" по телефону 8-800-510-11-11. Заявки рассматриваются индивидуально исходя из технических возможностей.

Заявки рекомендуется подавать до начала продажи билетов на поезда за 45 (60) суток. Заявки, поданные после начала продажи билетов, в том числе, если места в указанное купе уже реализованы, также рассматриваются, однако в этом случае возможности принятия положительного решения существенно ограничены.

Проводится целенаправленная работа по созданию возможностей перевозки инвалидов-колясочников в пассажирских поездах дальнего следования. На российских железных дорогах курсирует 534 вагона со специальными купе (в том числе 14 двухэтажных вагонов), в которых предусмотрено все, чтобы облегчить путешествие людей, имеющих проблемы со здоровьем.

Вход в вагон оборудован подъемником, с помощью которого посадка пассажира в кресле-коляске может быть осуществлена как с высокой, так и с низкой платформы.

Двухместное купе шире стандартного. Оно оснащено специальными вспомогательными ремнями, позволяющими пассажиру без посторонней помощи пересесть в кресло. Спальная полка устанавливается в любое удобное для пассажира положение. Увеличенная ширина дверных проемов и коридора позволяет пассажиру в кресле-коляске свободно передвигаться.

Низко расположенные выключатели, розетки, кнопки вызова проводника снабжены табличками с рельефным текстом для чтения пальцами и специальным звуковым устройством, сообщающим необходимую информацию. Автоматизированная система связи позволяет вызвать проводника.

Туалетная комната больше, чем в обычных вагонах. В ней установлены дополнительные поручни, а также световое и звуковое табло для пассажиров, имеющих проблемы со зрением или слухом.

Для перемещения маломобильных пассажиров в пределах вагона, оборудованного подъемником и купе для инвалидов при проезде в вагоне более одного пассажира с ограниченными возможностями к самостоятельному передвижению, предлагаются кресла-коляски "Старт".

Перечень поездов, в составе которых курсируют специализированные вагоны


Проводится работа с персоналом связанным с пассажирскими перевозками в программы обучения включаются вопросы работы с различными категориями пассажиров-инвалидов (колясочники, слабовидящие, слабослышащие и др.).

Новым направлением работы по обеспечению условий для маломобильных групп населения является  проект «Центр содействия мобильности» (далее - Центр), который позволит улучшить качество услуг, предоставляемых пассажирам с ограниченными физическими возможностями. 

Центр содействия мобильности ОАО "РЖД" обеспечивает предоставление информации об услугах, предоставляемых на железнодорожном транспорте пассажирам с ограниченными физическими возможностями, принимает заявки на оказание ситуационной помощи на вокзалах пассажирам с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, слуха и зрения, а также резервирование специализированных мест для инвалидов в поездах дальнего следования. Обслуживание ведется по телефону 8-800-510-11-11 в круглосуточном режиме без выходных дней.

В рамках развития Центра планируется организовать обслуживание пассажиров пригородного железнодорожного транспорта за счет участия в работе региональных перевозчиков - пригородных пассажирских компаний.

В целях улучшения качества облуживания пассажиров с 1 января 2016 г. предоставление письменной справки о стоимости проезда и маршрутах следования железнодорожным транспортом инвалидам и сопровождающим их лицам осуществляется без взимания платы при предъявлении соответствующих документов.

Этот центр координирует деятельность причастных подразделений и сервисов ОАО «РЖД», относящихся к организации обслуживания пассажиров с ограниченными возможностями, а именно – вокзалов, перевозчиков (ДОСС, ОАО «ФПК»), РЖД Сервис, такси и т.п.

ператора центра.

Маломобильным пассажирам предоставляются следующие услуги:

организация встречи маломобильного пассажира на территории вокзального комплекса;

организация сопровождения пассажира от/до транспортного средства;

сопровождение ко всем функциональным зонам вокзального комплекса (привокзальные территории; здание вокзала, включая кассовые залы, залы ожидания, туалетные комнаты, камеры хранения, медпункты и иные санитарно-бытовые помещения и помещения обслуживания; пассажирские платформы, выходы и переходы на них);

оказание помощи при получении предоставляемых на вокзале услуг (оформление проездных документов, пользование камерой хранения и т.д.);

предоставление места на вокзале для временного пребывания пассажира на период ожидания транспортного средства;

оказание услуг по перемещению багажа;

оказание помощи при посадке (высадке) в поезда дальнего следования.

Таким образом, Центр не только обеспечивает более комфортные условия пассажирам, планирующим или совершающим поездку, но и моделирует маршруты передвижения по Российским железных дорогам, наиболее доступные для маломобильных пассажиров.


В целях развития форм социального партнерства по инициативе ОАО «РЖД» уже во второй раз проведена конференция «Транспортная политика в области предоставления оптимальных условий пассажирам с ограниченными возможностями». В настоящее время проводится работа по заключению соглашения о сотрудничестве с общественной организацией «Всероссийское общество инвалидов».


Металлические гофрированные трубы

В настоящее время ОАО «РЖД» при реализации проектов строительства и реконструкции инфраструктуры железнодорожного транспорта выполняются задачи по введению инженерных сооружений с применением новых технологий.

Одним из таких сооружений является монтаж металлических гофрированных труб, которые применялись при реконструкции железнодорожного участка Карымская – Забайкальск Забайкальской железной дороги. Гофрированная труба предназначена для пропуска периодически действующих водотоков под насыпью железной дороги, расположенной в районах с расчетной температурой наружного воздуха ниже минус 40 °С, в том числе и в районах распространения вечномерзлых грунтов.

Преимущества использования металлических гофрированных труб при реализации строительных проектов следующие:

- совокупный экономический эффект от применения металлических гофрированных труб составляет 26-36 % полных приведенных затрат по сооружению железобетонных труб;

- существенное снижение транспортных расходов при устройстве металлических труб немаловажно для районов со слаборазвитой сетью дорог, так как для тех же объектов транспортные расходы на одну трубу снижаются примерно в 10 раз;

- уменьшение массы перевозимых конструкций в 27-43 раза;

- уменьшение трудоемкости постройки труб примерно в 1,5 раза;

- значительная экономия материалов и конструкций, в том числе уменьшение суммарного расхода металла;

- сокращение сроков строительства труб. Труба средней длины 26,5 м строится за шесть-семь смен, что обеспечивает бесперебойное выполнение земляных работ по возведению насыпей.


Новые технологии при строительстве платформ.

В рамках пилотного проекта по внедрению новых технологий при строительстве платформ в 2010 году на о.п. Ржевская Московской железной дороге произведено строительство береговой платформы из стеклопластика. Заявленными преимуществами данной платформы являются повышенные эксплуатационные характеристики (межремонтный интервал, вандалостойкость, более высокий срок службы по сравнению с традиционным железобетоном). Конструкция платформы позволяет производить монтаж вручную, грузоподъемные механизмы и хозяйственный поезд нужен для демонтажа старых конструкций, монтажа фундаментов и доставки пакетов с конструкциями из стеклопластика.

Для возможности эксплуатации платформы всеми группами населения имеется возможность устройства сходов и пандусов. Сходы и пандусы разработаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми нормативной документацией к этим сооружениям. При этом сходы устраиваются с уклоном 1:2, а пандусы, предусмотренные для ММГН, с уклоном 1:20. Ступени сходов и настил пандусов имеют нескользящее покрытие. Сходы могут быть выполнены любой ширины, а пандусы имеют ширину от 1,5 до 1,8 метра.

Кроме того имеется возможность устройства настилов через ж/д пути, навесов и малых архитектурных форм.

Технические характеристики

1. Фундаменты – свайное поле или ленточные железобетонные .

2. Продольные прогоны – металлические, применяются для снижения объема фундаментов и шага их расположения.

3. Поперечные прогоны – стеклокомпозитные балки с шагом 1-2м.

4. Несущий каркас – продольные и поперечные балки уменьшенного сечения, образующие плоскую ячеистую конструкцию.

5. Покрытие – стеклокомпозитные ячеистые листы с полимерным противоскользящим покрытием.

6. Поверхность конструкций – антивандальная.

7. Типы соединений – болтовые.

8. Срок эксплуатации – 40 лет (без проведения капитального ремонта).

9. Производитель – ЗАО «Нафтарос»

Другим вариантом применения новых решений является строительство платформы из легких стальных оцинкованных конструкций на о.п. Сколково. Платформа имеет монтажные преимущества, аналогичные платформам из стеклопластики. В качестве верхнего покрытия возможно применение брусчатки, современных резиновых покрытий и композитных древесных плит.

Технические характеристики

10. Фундаменты – свайное поле или ленточные железобетонные.

11. Верхнее строение платформы – пространственная конструкция из ферм и поперечных связей с основанием под покрытие.

12. Покрытие – асфальтобетон, брусчатка, резинополимерные маты, полимерное покрытие.

13. Типы соединений – болтовые.

14. Срок эксплуатации – 40 лет (без проведения капитального ремонта).

В 2013 году на ст. Угловка успешно реализован проект устройства сборных модульных платформ. В основу проекта легла идея использовать платформенные плиты со вскрытой фактурой, с нанесением на них тактильных указателей для слабовидящих.

Основными достоинствами платформ из модульных конструкций по сравнению с общепринятыми конструкциями являются:

-Возможность производства конструкций в заводских условиях;

-Более высокое качество изготовления отдельных элементов и конструкции в целом;

-Снижение объемов земляных работ и возможность сохранения целостности балластной призмы;

- Увеличение срока службы платформ и сокращение эксплуатационных расходов;

- Повышение надежности конструкции и безопасности эксплуатации;

- Возможность унификации для упрощения проектирования и строительства на основе применения типовых конструктивных и технологических решений.