16
955
3006744

Строительство тоннелей

Современное железнодорожное строительство требует создания большого числа искусственных сооружений. В инженерных работах, связанных с монтажом и строительством тоннелей, широко используются новые технологии и материалы. Применение новой высокопроизводительной техники позволяет выполнять их за более короткий период, что позволяет сокращать сроки ввода объектов в эксплуатацию. Наиболее показательным примером освоения инновационных технологий является использование передовой высокопроизводительной горнопроходческой техники.

Тоннелепроходческие механизированные комплексы (ТПМК) Herrenecht (Германия) и Lovat (Канада) способны вести проходку в разнообразных грунтах (от пылеватых песков до полускальных и скальных грунтов), современные шумо- и вибропоглощающие материалы в тоннелях снижают вибродинамические нагрузки от проходящего подвижного состава на обделку и горный массив в 75 раз. Впервые в России ТПМК LOVAT был применен при проходке нового Крольского тоннеля на Красноярской железной дороге.

Одним из передовых направлений при решении задач подземного строительства является применение современной технологии с устройством грунтоцементного массива (Jet Grouting, Джет Граутинг), преимуществами которой являются высокая производительность, простота, экономичность, отсутствие негативных ударных воздействий, возможность работы в сложных инженерно-геологических условиях, эффективность использования как при реконструкции, так и при строительстве новых объектов.

Совмещенная железная и автомобильная дорога Адлер - горноклиматический курорт «Альпика-Сервис». Это крупный комплексный транспортный объект, возведенный с использованием современных инновационных технологий для обеспечения доставки зрителей и участников соревнований по железной (до 8500 пассажиров в час) и автомобильной дороге (до 11500 пассажиров в час) на горные стадионы Красной Поляны и к ледовым дворцам Олимпийского парка Имеретинской низменности.

Основные показатели объекта следующие: 48,5 км электрифицированной однопутной железной дороги с двухпутными вставками и 46,5 км автомобильной дороги II и III категории с многоуровневой развязкой с федеральной трассой М-27 и пятью развязками, соединяющими новую автодорогу с существующей А-148. Кроме того сюда входят 6 железнодорожных тоннелей общей длиной 11 км, 3 автодорожных тоннеля длиной 7 км, 3 сервисно-эвакуационных тоннеля длиной 9,6 км. Общая длина тоннелей 29,4 км, количество мостов и эстакад 84 (общей длиной 37 км). 


Крольский железнодорожный тоннель

Крольский тоннель расположен на участке Абакан – Тайшет Красноярской железной дороги.

Начало строительства – 2004 год, окончание строительства – 2011 год.

Протяженность тоннеля – 2253,6 м.

Объем работ: строительство нового тоннеля параллельно существующему с нагорной стороны на расстоянии 36 м.

Проходка механизированным щитовым комплексом LOVAT RME-375 SE, D=9,5 м с системой грунтопригруза.

Новый Крольский тоннель стал первым в России железнодорожным тоннелем, проходка которого осуществлена механизированным тоннелепроходческим комплексом. 



Кузнецовский железнодорожный тоннель

Кузнецо́вский тонне́ль — железнодорожный тоннель на Байкало-Амурской магистрали, на участке Оунэ — Высокогорная (на ветке Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань). Тоннель, расположенный в Хабаровском крае, находится на подъёме на Кузнецовский перевал, пересекающий горный хребет Сихотэ-Алинь. Тоннель однопутный, его длина после завершения проводимой модернизации составила 3,89 км.

Тоннель был построен в годы Великой Отечественной войны с использованием труда японских военнопленных и по облегчённым нормам; первые поезда пошли по нему в начале июля 1945 года. Тоннель получил своё название в честь начальника изыскательской партии А.П. Кузнецова, умершего в ходе строительства и похороненного рядом с тоннелем. Построенный по нормам военного времени старый Кузнецовский тоннель не отвечал современным требованиям безопасности и требовал капитального ремонта, приходилось вводить ограничения по скорости движения поездов. Кроме того, крутой уклон не позволял проводить на перегоне Оунэ - Высокогорная грузовые составы повышенного веса и длины. Чтобы ликвидировать "узкое" место, потребовалось проложить обходной участок железной дороги с новым тоннелем, который обеспечил более пологий путь через Кузнецовский перевал и позволил снять ограничения, поднять весовые нормы поездов и увеличить пропускную способность всей линии.

Эксплуатационная длина новой трассы обхода составила 27,05 км, в том числе протяженность тоннеля – 3890 м. Таким образом, протяженность участка Оунэ-Высокогорная сократилась на 10,6 км.

Проходка основной штольни длиной 3890 м была завершена 4 июня 2011 года, ранее была пройдена и обустроена транспортно-дренажная штольня длиной 3911 м. Обделка нового тоннеля устроена из железобетонных блоков. 

На объекте было задействовано более 50 единиц строительной техники, работали 2 бетонных завода. Проходка основного тоннеля велась механизированным щитовым комплексом LOVAT RME-375 SE, D=9,5 м, штольни – ТПМК Robbins DS 1413-301, D=4,3 м. Технология такова, что одновременно производится и проходка, и монтаж железобетонной обделки тоннеля.  


Тоннель введен в эксплуатацию в 2012 году – после бетонирования обратного свода, укладки пути, проводки и подключения коммуникаций. После окончания строительных работ на участке Оунэ – Высокогорная сняты все ограничения по скорости движения и весовым нормам поездов. Новый тоннель увеличил пропускную способность восточного БАМа более чем вдвое, а порты Ванино и Советская Гавань получили возможность ускоренного развития.  


Нанхчульский тоннель

Нанхчульский тонне́ль — железнодорожный тоннель на линии Новокузнецк — Абакан Абаканского отделения Красноярской железной дороги, на перегоне Теба — Биркчул (137 км). Расположен в Аскизском районе Хакасии в 218 км от Новокузнецка и 180 км от Абакана, проходит по Нанхчульскому перевалу в таежной местности Кузнецкого Алатау. Состоит из двух ниток длиной около 2400 м, расположенных на расстоянии 35 м друг от друга.

Нанхчульский тоннель первого пути был построен в 1957 году. В нём действовало ограничение скорости 25 км/ч. Тоннель второго пути был построен в 1995—2001 годах ОАО «Бамтоннельстрой». При строительстве применялся горный способ строительства тоннелей с разработкой породы буро-взрывным способом.  


Ремонт возведённому ещё в 1957 году тоннелю потребовался после разрушения его обделки из-за воздействия низких температур. На время реконструкции старого движение было перенесено в новый Нанхчульский тоннель, который был сдан в 2001 году.

Оценив степень аварийности, ОАО «РЖД» приняло решение о строительстве нового и полной реконструкции старого 2,4-километрового тоннеля – по сути, строителям пришлось заново вести его проходку. При этом была ликвидирована негабаритность тоннеля, отменено действовавшее ранее ограничение скорости в 25 км/ч. Кроме того, рядом с сооружением была проложена водоотводная штольня, а водоотводные лотки в тоннеле в сибирские морозы будут обогреваться.

Новый тоннель имеет двускатный профиль и проходит на глубине 200 м под водоразделом. После окончания строительства второй нитки тоннеля был проведён капитальный ремонт первой нитки с устройством гидроизоляции (открыт для пропуска поездов в 2009 году) и устранением скоростных ограничений. Обделка обеих ниток тоннеля выполнена из монолитного железобетона.

8 сентября 2009 года на Красноярской железной дороге первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов открыл после реконструкции Нанхчульский тоннель. Реконструированный Нанхчульский тоннель имеет стратегическое значение в перевозках по южному ходу Транссиба. Он входит в единый комплекс, состоящий из двух Нанхчульских тоннелей и десятикилометрового участка второго пути.  


"Значение сегодняшнего события очень важно для сети железных дорог России. До реконструкции тоннеля здесь проходило всего 25 пар поездов в сутки. С этого момента будет обеспечиваться пропуск 32 пар поездов, а в перспективе - с увеличением до 38. Таким образом, этот участок обеспечит пропуск необходимого количества поездов на Дальний Восток и обратно", - сказал на церемонии открытия первый вице-президент ОАО «РЖД» Вадим Морозов.